Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Недавно выяснилось, что я не видела Нотр Дама, классического, 56го года. Я всегда считала, что я его смотерла (может и смотрела, но очень давно и ничего не прочувствовала и не помню). На самом деле увидела пару незнакомых кадров и поняла что смотрела отдельные видео (нарезки из фильма) Танец Эсмеральды, конечно, смотрела. Да и госпожу Лолобриджиду я хорошо представляю в этом образе.
Но к делу. Я посмотрела. Конечно, время-время - оно заставляет обрезать запутанный и сложный сюжет Гюго (Гюго очень любил запутанные сюжеты, переплетения судеб в прошлом, которое потом бы оттдавалось в настоящем, и вообще очень любил человеческие трагедии и умел их описывать). Но в целом - хорошо и канонично, почти канонично.
Что доставило удовольствие:
атмосфера средневековья, хотя при современных технологиях, компьютерной графике получилось бы сильнее и более впечатляюще, но без теплоты. А еще, возможно, допустили бы ошибки - в костюмах, в обстановке, да вообще во всем. Так что Жан Деланнуа действительно поднял масшабный проект и на достаточно высокий уровень, так как в фильме эта атмосфера просачивается в воздух, отражается в воде, бросает тени на стены.
Инквизиция предстала "во всей красе" - жуть. Такое жуткое подземелье.... и эти орудия пыток. Хотя я представляла что-то еще более зловещее когда читала.

Осада собора - оочень похоже на то, что описывал Гюго. Просто эта безумная толпа (в принципе для них Эсмеральда лишь предлог)

Актеры:
про госпожу Лолобриджиду что говорить - ооочень хороша. Она так естественна, порывиста, грациозна. Хотя все же не смог уйти режиссер от "шарма 20го века" - то есть в ней местами промелькнуло что-то современное, а не должно было. Но это я так, придираюсь. Единственное - момент свидания с Фебом с какими-то легкими голливудскими штампами - но все равно, ведь было такое, ведь было, ведь согласилась она! Самая потрясающая сцена - сцена танца на площади - просто несколько минут безотрывного прилипания к экрану и поток энергии, просачивающийся в душу. ООО как она танцует!!!

про госопдина Куина - какой же из него получился замечательный Квазимодо- он некрасив, но не страшен, даже не уродлив. И при таком мало что выражающем лице (гриме точнее) у него столько эмоций. У него такой взгляд как у ребенка когда Эсмеральда танцует - такая улыбка счастливая. А еще очень нравится то, как он убегает и прячется -стоит ей только вскрикнуть. Очень хорошо, что отсняли моменты как он ловко скачет по Собору - что для него это именно дом, ему уютно даже среди безумно кричащих колоколов. Более того - он здесь счатлив. А еще как он цветы собирал для Эсмеральды.
Кадр: связанный Квазимодо на площади на фоне Собора просто достоин премии - потрясающий кадр - Собор, синие небо и он...
И в целом - я люблю Квазимодо. При внешнем уродстве и кажущейся отсталости в нем много чистого искреннего и правильного. Как из окна душной комнаты смотрят на облака и небо так он смотрит на Эсмеральду.
И, боже, как он понимает, что Феб -пустышка, как он страдает от того, что она любит Феба. Дело даже не в том, что он хотел бы быть на месте Феба -он был бы счатслив если бы Феб был другим, если бы он был достоин Эсмеральды.
Очень болезненный момент попыток спасти ее -ведь не понимает, что ее освобождают из собора, что ее спасают...

про господина Кюни. Ален Кюни - ооооо, просто одно сплошное ооо. Совершенный Клод Фролло - сколько боли, жестокости, злобы, страсти и любви. И все это - в этой марморной статуи, в человеке-тени. Его лицо почти не выражает эмоций. Его жесты скупы, но взгляд... Его взгляд доводит до сумасшествия - это такая смесь страдания, любви и ненависти к Эсмеральде! Под его взглядом она съеживается, она пугается, боится.
Да, он чудовище, душа его страшней чем облик Квазимодо. Человек всю жизнь думал, что может контролировать себя, свои эмоции, чувства. Выстроил стену вокруг. Он непроницаем. И вдруг - все разбилось по мановению руки цыганки. Это против всего - против чести, долга, против всего, чем он живет. И когда этот ураган чувств вырвается в ТАКУЮ душу - начинается ужас. Да, что там говорить, я не оправдываю Фролло, ибо не могу оправдать ни попыток изнасилования, ни попыток убийства, ни клеветы, ни инквизиции. Сами поступки ужасны. Просто разбираясь в том, что толкало его на эти преступления, становится неимоверно жаль человека, так отчаянно боровшегося с собой и так по полной проигравшего себе же. Я не знаю, где кончается мое неприятие его поступков и начинается сострадание к его душе, но его жизнь - то, что люди зовут роком, что сам он назвал роком.
Я еще напишу о Фролло, позже, не знаю что, но напишу...
Просто Кюни в столь сжатой форме, в столь малом пространстве - это мало -один фильм на 1.5 часа - сумел раскрыть этот образ. И то, как он лежал на полу в каморке, где пытался совершить убийство - это непередаваемый момент.

Что мне не понравилось:
Во-первых, почему, ну почему все обрезают линию Пакетты Шантефлери!! Она ведь одна из ключевых - мать Эсмеральды, которая сошла с ума после того, как цыгани подложили ей Квазимодо (угу, да их поменяли еще в детстве). И еще ладанку Эсмеральде повесили -что де по ней она найдет свою мать (но только если будет чистой непорочной девушкой). И что? Где этот башмачок, который был у Шантефлери? И ее безумие вретишницы на Гревской площади? Где ее ненависть к Эсмеральде (она ведь не знает что это - ее дочь - ах, какой пассаж...)
Линия Жеана - ну хорошо хоть вписали его в фильм. НО!!! Почему никто словом не обмолвился, что это брат Фролло, что Фролло жил ради этого братца и очень хотел воспитать из него высокодуховную личность (что у него не получилось, ибо сам он таковым не был).
И главное - почему... ну почему никто не упоминает о сговоре Фролло и Гренгуара и спасении Эсмеральды???!!! Ведь не хотел,ооо не хотел чтоб она умерла одной частью своей души9 а другой страстно желал ее смерти)
Ну и финал - где тот чистый финал, хоть покажите, что ее вешают! И что вешает ее - ФЕБ!Ну почему от стрелы-то, а?
Хотя.. то, что они ее все равно мертвой решили повесить-довершает атмосферу средневековой жути...

В общем и целом - это мелочи и ворчание канониста, безумно влюбленного в роман Гюго.
Но все же... это было прекрасно.

@темы: Красота, Просмотренное, Нотр-Дам во всех проявлениях!, Наблюдения

Комментарии
02.06.2012 в 22:23

anchen7, ИМХО, Ален Кюни перебарщивает с романтизацией: книжный Клод Фролло (при всем неравнодушии) - тип довольно пакостный. А линию Пакетты Шантфлери обрезают потому, что тема встречи давно разлученных матери и дочери сейчас уже заезжена.
02.06.2012 в 23:36

Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Островзора,
Ален Кюни перебарщивает с романтизацией: есть есть такое, это точно)
книжный Клод Фролло (при всем неравнодушии) - тип довольно пакостный
нууу на тему Клода Фролло я писала, про свое личное к нему отношение -просто было ну очень интересно копаться))))

На тему линии встречи матери и дочери "мексиканский сериааал" (что любви моей к Гюго не убавляет и даже не вызвало подобной реакции при прочтении, это я уже позже, анализируя;))) Но все же обрезают ее зря - образ вретишницы ну просто ооочень яркий как и ее отношение к Эсмеральде. На самом деле, тут еще от подачи бы многое зависело. Можно было сделать это красиво)
03.06.2012 в 00:23

anchen7, у меня тоже личное отношение к Клоду Фролло: с искателями морщерогих кизляков, реальными или вымышленными, я чувствую некую солидарность, духовно-душевное родство. Но стараюсь быть объективной, судить по делам...
Ну да: и банальность можно обставить хорошо.