Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Итак, это было логично. После просмотра первых сезонов "Борджиа", "Тюдоров" и тд потерять все диски.И тут я подумала, что не настолько медленный интернет, чтоб не загрузить и не посмотреть. И здесь мы встретились - интернет, я и "Версаль".
Так как ранее я не сталкивалась - я решила ознакомиться, вот говорят "для дураков, для дураков", а мне понравилось. О да,мне очень понравилось.
Есть одна важная вещь - я ее называю "психологическая подача героя"Так вот, ее здесь валом, все они не просто так имеют те или иные черты характера и совершают те или иные поступки. Это понятно -это история, чтоб было действие должна быть причина. В принципе авторы держались в рамках правдоподобия, а как оно было на самом деле - никто не знает. Однако, во всем ( или почти во всем) есть логика. И это радует.
Не буду я распространяться про костюмы и интерьеры, все очень и очень красиво, пышно но не в этом суть. Хотя костюмные фильмы -это моя слабость.
Собственно, Людовик XIV.Это король, переживший в нежном возрасте всю жуть бунта, и решивший , что дабы сие не повторялось -нужно чтобы короля боялись. Не то, чтобы панически, но чтобы чувствовали силу. И вот он , бросив Париж, перевозит весь двор в мало подходящий на тот момент для него Версаль. И по мере того, как через трудности, опасности и неприятности отстраивается Версаль - Людовик становится полновластным монархом. Здесь -прямая зависимость. Именно поэтому сериал назван "Версалем", ибо Версаль есть символ его правления.
Он достаточно выдержан , может смолчать, а может и высказать - когда ему нужно чтоб его гнев увидели, такое абсолютное владение собой - необходимость для короля. Кстати, ко мнению, что Людовик обладал чопорным характером- да вот нет, учитывая его поступки - скорее наоборот. Был он весьма "веселым"-на свой лад. Все его действия одна сплошная крупная провокация: он провоцирует приближенных , министров и смотрит кто и как поведет себя. Провоцирует дворянство -и смотрит,кто приедет а кто нет. Все его действия -это провокация , необходимая чтоб отделить зерна от плевел ( по мнению Луи). Он недоверчив, но жизнь вообще не располагает к доверию. Но и не безгранично жесток - его решение относительно ребенка, которого родила явно не от него жена-хоть и с подачи Бонтана -очень милосердно. И пи этом каждое свое действие, каждый человек может быть им использован весьма неожиданно и выгодно. Особенно с дамами у него это получается: с помощью жены и этой не своей дочери договорился с принцем Сенегала, маркизу де Монтеспан использовать против Касселя...
То есть - всего в меру. Но " государство - это я", о жажда власти и эгоизм зашкаливает. Более того, рядом с собой Луи не потерпит никого. А это особенно ярко прослеживается в его отношениях с Филиппом. При том,что Филипп не лезет на престол, так -то. Он просто армией командовать желает (делов-то )))Но каждый их диалог просто вызвал у меня бурю восторженных эмоций. Это ж надо - каждый раз дуэль, но не до смерти а так, до первой крови, потому что противник в принципе не планируют смерти друг для друга. И Людовик мается - то ли брата пожалеть, то ли взъесться на его за его поведение, а то и завидует ему , учитывая успешность военных действий Филиппа ( к слову, у мужика был реальный талант к военному делу, а вот у Людовика, видимо, с этим было так себе. А это ж армия, армия -это главная сила в борьбе за трон. Но раз Филиппу сказали стоять за спиной,он все ж остался там). И при этом он явно огорчился бы, если б Филипп погиб , то есть в гробу он увидеть его не мечтал. ("буду скорбеть о нем, как человек")
Таки да,Людовик как-то странно пользуется своими фаворитками, далеко не как фаворитками, а как секретными агентами прямо. Хотя с Генриеттой - очевидный прокол, в плане чего она могла наследить за своим мужем ( я еще подумала : о молодец, любовницу замуж выдал чтоб за мужем следила! а когда поняла кого и за кого он выдал..пффф, она говорила только : ох, муж хочет на войну. Прям секрет такой, когда он на весь дворец орет об этом... Хм, не проще было шевалье подкупить?)
И да - он не осудил дочь врача, он позволил ей заниматься лечением, более того, стал ставить ее мнение выше мнения ее отца. Он четко дал понять, что не имеет значения, кто ты есть- мужчина или дама - от тебя должна быть польза государству (и королю заодно, раз государство -это он). Так что своего рода демократия.
Одна тема там-постоянный лейтмотив:где грань между королем и человеком? могут они мирно сосуществовать или конфликт неизбежен внутри одной личности? что важнее из этих двух составляющих? что первичнее для окружающих и что должно быть первично для личности?

Про сторонников двух скажу сразу : Маршаль и Бонтан- противоположности. Они оба готовы отдать жизнь за короля, и поубивать друг друга. Бонтан- человек , проживший долго, видевший смерть сына, человек с более мягким сердцем и более трезвым умом , чем Маршаль. Он может влиять на короля, может сд4лать его сердце чище, может попытаться остановить. У Маршаля все просто : нашел -убил, убил - пошел дальше. Хотя Маршаль и обладает талантами детектива ( как он вычислил кто был в банде разбойников - ну прямо Шерлок Холмс). Но Маршалю совершенно не свойственна лесть -говорит, что думает, честно в лицо.Даже Людовик удивляется и говорит: ты не пытаешься угодить мне. На что Маршаль отвечает: я защищаю вашу жизнь. Словом, два человека для равновесия.
А теперь о Филиппе. О, ну тут неожиданно. В плане прочтения образа неожиданно. Филипп - такой ж провокатор как и его брат, только пи меньшем влиянии пользуется доступными способами вывести общество и отдельных его представителей. Все эти туфли , за которые его ругает король, и дамские платья -одна сплошная издевка над обществом и над своим положением за спиной. Ощущение, что его и Генриетта, и шевалье и сам Людовик,достали, и ему на фиг ничего не хотелось кроме славы и войны А что-даже жена и та не его, и вообще все как будто чужое ( вообще Филипп , может,и без всякого брата прекрасно справлялся со своей женой, просто видимо, так не договаривались))ну это по фильму , а по жизни первое время они ничего жили , вполне. А потом Генриетта решила погулять, и Филипп заодно тоже ). А все остальные его действия из логики :ах, не даешь мне армией командовать, славы пожалел? Сейчас я тебе устрою " веселье". При этом он не претендует на трон, хотя и обижен тем, что осужден быть "вечным младшим братом короля".Значит, гордыни в нем ,все ж меньше, чем кажется.Он по -своему даже к нему привязан, и не позволяет при себе особых "вольных мыслей " на тему смены власти в стране. Достаточно умен, чтоб командовать армией, достаточно своеволен, чтоб высказывать брату претензии, достаточно благороден, чтоб не лезть вперед не на свое место. Кстати, подумалось -а Людовик брату не завидует ли, что он может желать что хочет (хотя Филипп кричит об обратном :то нельзя , это нельзя -как жить то)))а вот король должен оставаться королем. И еще -очень Филипп агрессивен, прям в секунду вспыхивает и может дойти до тяжких телесных повреждений.
Но, дьявол, вот ведь ... в сцене на показе мод моей первой мыслью было:что за даму подцепил шевалье? Моей второй мыслью было: ооо Филипп....
Но вот его поведение после войны -это вопрос к размышлению, что вообще происходит с людьми после того,как они оказываются выброшены на мирный берег. И там много всего, и даже понятно, почему он пугает всех вокруг. Человек, видевший смерть и являвшийся ее причиной, меняется разительно и бесповоротно. Даже учитывая, что пить Филипп вроде бросит, с шевалье помирится, а Генриетта внезапно умрет.
Кстати , о Генриетте - здесь явно ей решили пару лет жизни подарить. Она ж вроде вскоре там померла, а Филипп чуть ли не поля боя помчался домой , узнав, что ей плохо. Здесь Генриетта -этакое нежное и трепетное создание, которое все пугает ( особенно шевалье , блин, она достала . Сперва меня, а потом и Людовика), и вообще она такая верная королю, что даже на мужа стала орать, как это решил ее в постель тащить. А вот исторически Генриетта была та еще... девушка с пониженной социальной ответственностью. Очень умная, грамотная, образованная, вела переписку с философами, картины собирала ( кстати, в фильме решили это все опустить)и гуляла , простите, с каждым встречным , от Людовика до того ж шевалье. Честно говоря, читая исторический портрет Генриетты, Филипп мне вообще праведником показался. И кстати, да , Людовик ее вроде как "направил" мир выторговывать . Говорю ж, умел он найти дамам практическое применение.
Про герцогиню Лавальер еще. Вот не знала, что на самом деле почти точное попадание в образ. Этакая вечно кающаяся фаворитка . Да еще и следы оспы на лице. Да еще и не очень красива но Мила. Очень соответствует описанию. Только вот по жизни Монтеспан она уступать не хотела, пытаясь остаться при короле,а Людовик всячески ее вынуждал и довел до монастыря.
Про семейку де Лорренов. С шевалье все понятно, но образ мог быть и поярче. Бледноват немного, по крайней мере на фоне совершенно великолепного Филиппа. А вот Беатрис де Лоррен ( это же Беатрис ? просто здесь ее наделили дочерью и отсутствием бумаг , хотя с родословной у нее вроде было все в полном порядке) - ах какая женщина. Вот ведь надо ж так усиленно толкать дочь по не самой чистой дорожке . Ну и потом вся эта игра с Маршалем- явно ведь хочет защитить себя, а так нужен ей что ли)))


Вышло очень длинно и сбивчиво. Посему краткое резюме - очень хорошие актеры (Людовик и Филипп цепляют больше всех , великолепны оба) , очень хороший художник, весьма двусмысленные диалоги. А так -скандалы , интриги , расследования ну и трупы встречаются. Не совсем чистая историческая картина, но все ж общие рамки оставили на месте. Это радует немного) Атак я историю Франции знаю плохо, могу опираться лишь на то, что когда-то читала и от чего сложилось мнение. Поэтому неизвестно где больше истины.

@темы: Красота, Просмотренное