Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Хм, наконец дошла я до этого романа. Ожидала я чего угодно, но точно не такого начала:
«Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится всепережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?»
Интерес сразу проснулся и стал требовать читать и читать.
Поразительно, как можно написать роман на почти 400 страниц о том,что мужчины (сперва один, потом другой) изменяют своим женам. И все, собственно. То есть сюжет вообще значения по сути не имеет. Да, там много на тему Пражской весны 1968 года, НО на все это такой отстраненный взгляд- сперва мне показалось, что он очень даже окрашен анти-коммунистическими идеями. А потом выяснилось, что роман ничем не окрашен, идеологически. Совершенно ничем. Автор задал себе задачу вывернуть на изнанку душу героев – он их «препарирует» - в хорошем смысле этого слова. Несмотря на большое количество элементов фрейдизма (там и сны вам, и их толкование согласно базовым потребностям – типа защита, размножение, голод)- первична там душа. Причем неоднократно встречается выражение : «Это была мечта не быть телом, похожим на другие тела, а увидеть на поверхности собственного лица войско души, вырвавшееся из трюма на палубу.». Именно то, что все мы внешне похожи как биологический вид, делает нас массой, но масса – это не люди, люди – это человек. И в каждом человеке живет как птица душа – затравленная, загнанная, или свободная, мечущаяся и не находящая себе пристанища, или наоборот –четка осознающая чего она желает.
К слову – нельзя видеть там один сплошной эротический подтекст, или политический, или только психологические зарисовки. Это вполне цельный роман, хотя и не со закрученным сюжетом, написанный немного странно: в плане хронологии «на качелях» - от настоящего в прошлое и обратно . Первый главный герой будет немного сводить вас с ума-потому что каждое свое действие он обдумывает с тщательностью игрока в шахматы (а что будет если я ее оставлю у себя? А если она будет мне мешать?), совершает действие и снова мечется (ах, зачем я это сделал? Как я мог на ней жениться? как я мог ее оставить?). Ощущение такое, что человек совершенно не знаком с понятием душевное равновесие– хочет одного, а через секунду решает противоположное, делает же третье и сожалеет о четвертом – очень- очень беспокойный персонаж.Честно – даже порадовалась что к середине книги он помер, редко встречаешь персонажа, чтоб у него совершенно не было точки опоры. А в целом – Тереза понравится, Сабина будет интересна, Франц – интересен в плане трансформации души.
Там много и на тему мечты и реальности, и на тему свободы и предательства. но более всего – на тему непонимания между людьми.
Автор создал КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ (с позиции 2ух людей – мужчины и женщины из разных стран ), который я здесь местами и процитирую.
читать дальше
Ну и главное в этом романе:
«Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).
А коли вечное возвращение есть самое тяжкое бремя, то на его фоне наши жизни могут предстать перед нами во всей своей восхитительной легкости. Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной
тяжестью мужского тела. Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно иобраз самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.
И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны.»
«Идея вечного возвращения загадочна, и Ницше поверг ею в замешательство прочих философов: представить только, что когда-нибудь повторится всепережитое нами и что само повторение станет повторяться до бесконечности! Что хочет поведать нам этот безумный миф?»
Интерес сразу проснулся и стал требовать читать и читать.
Поразительно, как можно написать роман на почти 400 страниц о том,что мужчины (сперва один, потом другой) изменяют своим женам. И все, собственно. То есть сюжет вообще значения по сути не имеет. Да, там много на тему Пражской весны 1968 года, НО на все это такой отстраненный взгляд- сперва мне показалось, что он очень даже окрашен анти-коммунистическими идеями. А потом выяснилось, что роман ничем не окрашен, идеологически. Совершенно ничем. Автор задал себе задачу вывернуть на изнанку душу героев – он их «препарирует» - в хорошем смысле этого слова. Несмотря на большое количество элементов фрейдизма (там и сны вам, и их толкование согласно базовым потребностям – типа защита, размножение, голод)- первична там душа. Причем неоднократно встречается выражение : «Это была мечта не быть телом, похожим на другие тела, а увидеть на поверхности собственного лица войско души, вырвавшееся из трюма на палубу.». Именно то, что все мы внешне похожи как биологический вид, делает нас массой, но масса – это не люди, люди – это человек. И в каждом человеке живет как птица душа – затравленная, загнанная, или свободная, мечущаяся и не находящая себе пристанища, или наоборот –четка осознающая чего она желает.
К слову – нельзя видеть там один сплошной эротический подтекст, или политический, или только психологические зарисовки. Это вполне цельный роман, хотя и не со закрученным сюжетом, написанный немного странно: в плане хронологии «на качелях» - от настоящего в прошлое и обратно . Первый главный герой будет немного сводить вас с ума-потому что каждое свое действие он обдумывает с тщательностью игрока в шахматы (а что будет если я ее оставлю у себя? А если она будет мне мешать?), совершает действие и снова мечется (ах, зачем я это сделал? Как я мог на ней жениться? как я мог ее оставить?). Ощущение такое, что человек совершенно не знаком с понятием душевное равновесие– хочет одного, а через секунду решает противоположное, делает же третье и сожалеет о четвертом – очень- очень беспокойный персонаж.Честно – даже порадовалась что к середине книги он помер, редко встречаешь персонажа, чтоб у него совершенно не было точки опоры. А в целом – Тереза понравится, Сабина будет интересна, Франц – интересен в плане трансформации души.
Там много и на тему мечты и реальности, и на тему свободы и предательства. но более всего – на тему непонимания между людьми.
Автор создал КРАТКИЙ СЛОВАРЬ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ (с позиции 2ух людей – мужчины и женщины из разных стран ), который я здесь местами и процитирую.
читать дальше
Ну и главное в этом романе:
«Если бы каждое мгновение нашей жизни бесконечно повторялось, мы были бы прикованы к вечности, как Иисус Христос к кресту. Вообразить такое ужасно. В мире вечного возвращения на всяком поступке лежит тяжесть невыносимой ответственности. Это причина, по которой Ницше называл идею вечного возвращения самым тяжким бременем (das schwerste Gewicht).
А коли вечное возвращение есть самое тяжкое бремя, то на его фоне наши жизни могут предстать перед нами во всей своей восхитительной легкости. Но действительно ли тяжесть ужасна, а легкость восхитительна? Самое тяжкое бремя сокрушает нас, мы гнемся под ним, оно придавливает нас к земле. Но в любовной лирике всех времен и народов женщина мечтает быть придавленной
тяжестью мужского тела. Стало быть, самое тяжкое бремя суть одновременно иобраз самого сочного наполнения жизни. Чем тяжелее бремя, тем наша жизнь ближе к земле, тем она реальнее и правдивее.
И, напротив, абсолютное отсутствие бремени ведет к тому, что человек делается легче воздуха, взмывает ввысь, удаляется от земли, от земного бытия, становится полуреальным, и его движения столь же свободны, сколь и бессмысленны.»
Вишневского (это ведь его "Одиночество в сети"?) давно собираюсь почитать.
Вы правы в том, что мы "любим читать о своих болезнях"- то есть мы со своей жизнью усиленно подсознание льна или ее ищем параллели... может у вас не было параллелей с романом Кундеры , и он прошел мимо?
да, полагаю, в том возрасте, когда я его читала, параллелей не было, это точно.
А о болезнях - чертовски верно. Хоть и бытует мнение, что бесполезно читать что-либо, когда оно всего лишь подтверждает собственные мысли и ощущения, но ведь до чего это пронзительное ощущение - вдруг увидеть себя со стороны, удивиться, что кто-то знает тебя так хорошо. "Да-да-да, вот именно так всё и происходит в моей жизни, в моем сердце!"
Жить помогают и делать меньше глупостей)