Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
. Франция любящая не знает себе равных.
Жан Кокто

Voilà le portrait sans retouche
De l'homme auquel j'appartiens
Edith Piaf

И о любви. Как можно обойти тему любви, если речь идет о Париже, если речь идет об Эдит Пиаф?
Говорили и писали об этом более чем достаточно и не всегда достойно.
Да, Эдит была нужна любовь, ей всегда нужно было не просто чувствовать себя любимой но и любить. Она желала безраздельно обладать чужим сердцем и взамен отдавала себя. Что часто приводило как к хорошим так и к не самым хорошим последствиям. Помимо ее "создателей" - Ассо, Конте и людей, для нее писавших, а также ее "созданий" - Монтана, Эдди Константина, одного из "Компаньонов", был еще много кто, далеко не каждый подходящий и достойный, хотя судить трудно. Были всякие разные личности, которые пользовлаись ее положением, что жизнь Пиаф не украшало.
Пиаф первый раз вышла замуж за Жака Пиле в 37. При этом безумной любовью это не было, было просто желание быть любимой и верить в то, что любовь еще есть. Брак был далеко не самым счастливым, ибо совпал с периодом наркотической зависимости, а тут не так много исходов: либо прикладывать все усилия и тащить человека из этой пропасти (на что надо иметь ооочень большую силу воли) -не факт что удасться сразу, но все же это возможно - либо терпеть и не особо обращать внимания - либо разводиться. Так как терпение рано или поздно заканчивается, второй вариант переходит в третий, что и получилось с Пиле -сам он был не более чем "господином Пиаф". Из наркомании Жак Пиле пытался вытащить Эдит весьма своеобразно - он с ней пил, ибо считал, что лучше пить, чем употреблять наркотики. То есть мало выпивающей Момоны, так еще и муж. Кроме того, их разделяла профессия-так как работали они на "разных площадках". Даже если они вместе гастролировали- времени друг на друга у них не было, а свой "медовый месяц" провели в бешенных гастролях по Америке. Одним словом - из брака вышел брак. Но все же для Эдит сам факт замужества был очень важен -наверно, нечто детское, романтичное, нежное брало верх над опытом жизни. Без этого она не могла быть Эдит Пиаф.
Был еще Дэвид Дуглас, появился он именно "в горе", когда Эдит была больна. И он ее "вытаскивал" не просто из состояния депресси, а состояния "болезненной" депрессии. Он был молод и она была его кумиром - это не могло не покорять. Но он был американец - у него были свои понятия о жизни, быте и свободе. Принадлежать Эдит он не мог и при этом был щенок щенком - безобидный и добрый человек, для которого странная ночная парижская жизнь Пиаф была чуждой. Следовательно, вскоре он стал чуждым ей. Потом он ведь хотел быть художником и старался воплотить свою мечту в жизнь. В итоге он убежал, и правильно сделал, потому что он все равно не мог дать ей счастья (хотя побег причинял ей боль - что тоже нелучший выход). Все люди - разные, и у некоторых несовместимость. Но ведь он ей помог, он был с ней в трудное время, такова была его "миссия" в жизни Эдит. Это она ценила. Печалит факт, что он погиб совсем молодым в авиакатастрофе...
Можно еще вспомнить Поля Мериса, который работал в агентстве по страхованию от несчастных случаев, а потом ударился в пение и пел в кабаре. Эдит ушла к нему от Ассо. Насколько это был "выгодный обмен" судить трудно, ибо Мерис был человеком очень "спокойным", чем мог довести практически каждого до мягко говоря нервозного состояния. Эдит любила его за то, что он ее "удивлял" -то есть она не знала, что в очередной раз он сделает в той или иной ситуации. Застал Ассо ее с Мерисом, Эдит стала разбираться с Ассо, Поль ушел. Эдит решила, что он обиделся - Поль пришел с шампанским и без воспоминаний об увиденной сцене разборок. Но щепитильность его Пиаф доводила - то, что он ел, пил, спал ,дышал "правильно" - с салфетками, зубной пастой, духами, мылом и тд. При этом нельзя было отнять у него великолепных манер, которые он пытался Эдит "навязать", но с ледяной маской учтивости и спокойствия он сросся так, что в итоге получалось будто ему просто плевать на все вокруг, кроме своего имиджа, манер. Такой вот страх "потерять лицо". Главное, что именно ему Пиаф обязана выходом на театральную сцену, а мы, читатели и зрители, наличием пьесы "Равнодушный красавец", но об этом еще будет.
Было очень много разных личностей, которых презрительно называют "господа Пиаф", которые получали голубые костюмы и наборы, приходили и уходили, многие не имели "идентификационных знаков", кроме как "господин Пиаф" и не стоит о них.

О них о всех было сказанно сразу, чтобы можно было перейти к Марселю Сердану -пожалуй, это был единственный человек, которого Эдит любила безумно. Что здесь сказать - они были совершенно разные, что их сближало. Сердан был человеком непоющим. он был боксером. И этим все сказанно. Несмотря на отсутствие "общих интересов" они сошлись. Сердан был женатЮ имел троих детей и семью бросить не мог, также как и не мог бросить Эдит. Поэтому еум не раз и не два перемыли кости, как и ей. Человек он был сильный физически, но внутренне - не то чтобы слабый, но мягкий и добрый, вряд ли он бы оставил жену с детьми в будущем, и даже ради Эдит. Кстати, если в Париже спокойно переживали их роман, то в Америке это рассматривалось как скандал и вообще отношение было негативное, тогда в Америке был определенный уклад и определенная мораль, согласно которой их отношения не вписывались в рамки поощряемых. Гм, если б любовь можно было "уложить, уместить " во все существующие рамки, то это была б какая-то сухая история из о пешеходах из пункта А в пункт Б. В жизни так не бывает. Вообще потом даже в Америке "попривыкли" - очевидно, после того как Сердан ответил на вопрос о своих отношениях с Пиаф. разом заткнув рот всем журналистам.
Изначально Сердан ведь тоже пиаф не впечатлил, пригласив ее на "чай с гамбургерами" в заведение фаст-фуда -Пиаф казалось, что он пожадничал. Хотя Сердан просто был человеком скромным и тихим и всегда так обедал. Ресторан был позже и специально для Эдит. Вообще в Сердане Эдит восхищала доброта -но не такая как у нее. Она тоже помогала деньгами людям, но при этом не задумваясь на что они идут. А он предпочитал делать добро "более адресно", например устроил серию турниров и все деньги отдал в фонд помощи больным детям. Пиаф удивляло это, она даже писала, что его никто не пожалеет, если он проиграет и всем будет плевать, а он говорил, что надо видеть этих детей. Сердан же помогал своему слепому другу оплатил ему операцию, выходил с ним на прогулки. Просто дать денег -легко, но нужно внимание к людям, забота, нужно думтаь о них - именно этим Сердан восхищал Эдит. Как она сама говорила, от него она научилась некоей вере в людей, хотя она в нее и так была, просто это было хорошим напоминанием. Сердан никогда не переживла за свои вещи, за деньги, считая, что никто у него ничего не украдет, не заберет, а если он потеряет -то ему вернут - это Эдит поняла и приняла в итоге. Научила она его "немногому" -читать. Читать Сердан умел, но читал в основном детские комиксы. Что казалось Эдит возмутительным - и она взялась его "образовывать"(типа даже если на улице хорошая погода посиди и почитай Сартра на досуге)), в итоге Сердан стал большим любителем чтения серьезного, и даже полюбил букинистические магазины.
Главное, что с Серданом Эдит чувствовала себя счастливой, и он был "надежным человеком" (несмотря на наличие семьи). Неизвестно, стоит ли верить рассказу Берто о поездке в тренировочный лагерь в багажнике авто Сердана, но за титул чемпиона по боксу Сердана Эдит переживала не меньше, чем когда они или ее ученики выходили на сцену. История со шляпой, которую она измочалила у соседа с нижнего ряда за время матча показательна - Пиаф вообще была огонь, человек неудержимый, порывистый, страстный. Подобные события влияли на нее, забирая полностью кусочек души. Был поразительный момент -когда они катались на колесе и сперва узнали его (Пиаф вообще редко узнавали) и кричали ему, а потом, увидев ее, сали просить, чтоб она спела "Жизнь в розовом свете". Что отличало Сердана от остальных? Доброта и мягкость, а може, он просто был "ее человек".
Так или иначе, Сердан погиб, для Пиаф это был удар, боль и ее мучили чувства отчаяния и вины. Из-за этого она ушла в оккультизм - этот столик на ножках, который она крутила и возила с собой, казался ей великим мостом в потусторонний мир. Смерть есть и она реальна -как бы напомнила ей судьба. Конечно, Пиаф еще оправится и даже уберет столик, но с Серданом в ней что-то сломалось и умерло, как в человеке, не как в певице. Самое большое место все ж стала занимать публика...
И еще немного - некоторые говорят о том, что дружить с семьей любовника пошло, НО разве не могут люди понимать друг друга? Разве утрата не дает права на то, чтобы быть вместе, переживая ее? Ибо по масштабу катастрофы Эдит могла понять лишь его жена и дети. Кроме того, детей у Эдит не было, поэтому она и пыталась отдать накопившуюся глубоко внутри нежность к детям.

Место Сердана не мог занять никто, возможно, никто и не занял. Но на закате жизни у Пиаф появился человек, который сыграл счастливую роль - Тео Ламбукас. У Пиаф уже ничего не было -ни денег, ни красоты, ни здоровья, и даже голос вскоре ее подвел. Вот Пиаф - великая певица, а вы попробуйте полюбить немолодую, искалеченную (и физически и душевно), бедную женщину, которой надо резать в тарелке мясо и расправлять пальцы рук, зажатые болезнью? А когда вам 20 с небльшим? Расчета тут быть не могло(потому что не на что рассчитывать - она оставила Тео лишь долги, которые он исправно и старательно выплачивал длительное время). Он любил ее как любят ангела, образ, звезду (не на сцене, на небе).
Он не понравился ей изначально, как и многие другие, потому что пришел и молчал. Но когда он стал навещать ее в больнице - она испугалась. Того, что она ну никак не может составить ему пару. И это будет долгое время исподволь ее терзать. Однако Тео, в отличие от многих, дал ей понять, что ему нужна она и только она, что это действительно любовь, а не жалость. И это было счастье. Вообще человек получает то, что заслуживает. Очевидно, так судьба распорядилась "порадовать" Эдит, что-то очень похожее на глотой чистой воды...перед смертью. Печально, но факт - Тео прожил недолго и через несколько лет погиб. И это опять же судьба...

Если бы не было всех этих мужчин -хороших и плохих в жизни Эдит - оставлявших боль или радость-она не была б той Эдит которую знают все. Она всю жизнь пела о любви, потому что любовь - это состояние души, и если человек не любит - он вряд ли может творить.

Эдит и Тео

С Жаком Пиле

Эдит и Сердан