я вновь получил взамен
бессонницы легкий люфт,
угар воспаленных глаз.
Однако же я люблю,
по правде сказать, лишь вас.
Канцлер Ги
Как интересно рассматривать свое отношение к произведению, когда лихорадка улеглась, восторги и ахи, визжание и пищание остались позади, и можно трезво, обдуманно, осмысленно посмотреть и подумать: а ведь это действительно стоящая вещь. По прошествии почти 2ух лет после знакомства с Loveless именно это я могу сказать.
читать дальшеОговорюсь сразу: ни рисовка ни сюжет в настоящее время меня не раздражают. Рисовка немного изменилась, не спорю, но она у автора за долгие периоды и ранее менялась. Раздражающей она не стала (волосы, пальцы, носы остались хороши, что лично меня радует), стала немного тоньше и чуть в стиле набросков ( лично мне также нравится подобное).
А у сюжета вечная беда он-гоинга: проблема в том, что если некое произведение выходит энное количество лет, скапливается определенное число томов, которые начинают переводить. После этого в один присест можно прочитать достаточно длительную историю- уж лет за 7 (а выходит это с 2002 года, в 2008 где-то оно было наиболее полно переведено) собралось более чем. А оно как выходило по главе в месяц так и выходит (иногда и того реже), от чего сюжет слегка размывается, кажется затянутым. Еще и спешлы периодами выходят вместо глав, оно и раньше так было, но все ведь читали «накопленное» за 7 лет, поэтому после спешла шла глава сюжетная и все вполне органично ложилось в мозг. А я еще никак не могла понять, почему одни считают затянутой мангу после «воскрешения Сеймея», другие –после битвы с Бескровными, третьи – после визита Moonless к Рицке, а некоторые – вообще после сцены на кладбище. Все зависит от того, кто сколько прочел за раз, на чем остановился, начал следить за продолжением (по главе в месяц или еще реже). Про творение Роулинг говорить не буду, ибо там было примерно то же, но книг меньше, а вот кто читал Сникета и его «33 несчастья» тот меня поймет –когда после 3-4 книги ждешь выхода 5ой, потом 6ой, и так до 13ой, путаешься в героях, которые, оказывается, уже появлялись. Я так себя не мучила (ибо там ведь не месяца, а годы ждать надо до следующей книги было) –вышла вся серия, я ее потом от начала до конца прочла, и сюжет оказался вполне ровным. Видимо, тут надо будет сделать то же самое, хотя меня пока не напрягает, в героях я не путаюсь).
Но оставим это. Что именно мне «приглянулось».Аниме по манге весьма удачное, практически идеальная визуализация ( Когу, кстати, и ранее экранизировали, но весьма посредственно, если не сказать плохо). Большинство характеров описали, психологизм и драматичность сохранили, также как и элементы юмора и элементы экшна, красоты заклинаниям добавили. Единственное –Соби там не повезло, аниме быстро кончилось, а в манге очень последовательно и разнообразно освещается его натура, его характер. Музыка- это отдельная тема. Она совершенна, там полное проникновение в характеры . Не только песни, но именно музыкальные композиции (Fidelity, Tragedies, Noughts, Memories, Ordinary days). Редкое полное понимание композиторами задумки автора. А вот артбуки я не очень люблю, точнее люблю только «набросочные» артбуки, нераскрашенные, а то с цветом есть переборы ( вот в «Землянине» этого не наблюдалось).
Опять снесло не туда. Почему понравилось. Первое – я люблю темное фентези ( а это, в первую очередь, темное фентези, правда, с погружением в философию, психологию, и весьма драматичным содержанием, но именно этим и ценно). Второе – мне нравятся аллегории, а там этого более чем достаточно ( все эти речи о бабочках, о ветре, о море). Вообще эти цветы, бабочки – это не просто антураж, они добавляют некие штрихи, без которых «картина» была бы неполной, бледной, менее ясной. Но думать нужно хорошо. Третье и главное – подход абсолютно нетипичный для Японии: отрицание четкой строгой иерархии, четкого следования приказам: все то, что кажется незыблемым традиционно вдруг предстает в новом свете, подвергается сомнению если не отрицанию. Вообще произведение построено на ницшеанстве. Причем все герои в разной степени руководствуются им, и по-разному (ну вот Сеймей как раз как нацист его преподносит, и по –своему понимает идею «падающего подтолкни»). Так что неслучайно именно Ницше читал главный герой на уроке. Если взять «Так говорил Заратустра», посмотреть отдельные идеи- манга очень с ними кореллирует.
1)«Надо учиться любить себя — любовью здоровой и святой, чтобы оставаться верным себе и не терять себя.» - это было в самом начале, как раз воплотилось в поиске внутреннего «я» Рицкой и в том, что себя не нужно проклинать и ненавидеть. Разговор с психологом показателен (особенно в аниме)
2)«Каждый малейший шаг на поле свободного мышления и лично формируемой жизни всегда завоевывается ценой духовных и физических мучений» - это скорее о состоянии Соби рядом с Рицкой. Человек, который, как машина, привык исполнять приказы – его вообще трудно назвать человеком. И вдруг надо «думать самому» и делать в принципе что угодно – а это и морально и физически для него было пыткой. Пожалуй, в определенной мере и осталось, хотя он изменился, и внутренне в нем появилась та самая «свобода».
3)«Есть два вида одиночества. Для одного одиночество - это бегство больного, для другого - бегство от больных» - очень напоминает поведение Рицки, ибо Рицка изнчально этой системы «своего места», иерархии ( очевидной для всех, даже для Юико) не понимает и не принимает («Обман.. везде обман... рабство, замаскированное под дружбу.» и прочее) и для него важно убежать от «больного общества». Хотя по их мнению, его бегство –это бегство больного.
4) «Насколько труднее уметь дарить, чем уметь брать, и хорошо дарить есть высшее искусство, и притом высшее,самое мудреное искусство доброты.» - это все о главном герое. О нем также следующее: «Стал ли ты чистым воздухом, хлебом и лекарством для друга своего? Иной не в силах освободиться от собственных цепей, однако друга своего спасает.» По сути Рицка несвободен: он также связан любовью к брату и любовью к матери, его также мучит это – ведь терпеть издевательства от матери мучительно, страшно. А про брата и его возвращение я молчу. Однако он пытается «освободить» других, и небезуспешно.
5) ну и о словах у Ницше: «не есть ли слова и звуки - радуга и призрачные мосты, перекинутые через все, что разъединено навеки? У каждой души особый мир; для каждой души всякая другая душа - потусторонний мир. Благодаря звукам наша любовь танцует на пестрых радугах» и в манге: «Все-таки наши сердца не могут обойтись без слов. Слова любви, слова ненависти ... все они могут помочь понять что у тебя на душе. Поэтому -нечестно молчать»
Собственно, автор сама сказала об идее манги «то, что не убьет, то сделает нас сильнее», так что, думаю, реверансы к ницшеанству там присутствуют.
Разумеется, не одно ницшеанство привлекло. Привлекли характеры, личности, поступки –от самых низких до самых высоких. Привлекло взаимодействие людей, разнообразность жизненных позиций, при том, что героев не так уж и много – тут вся палитра человеческих эмоций, мыслей. При этом можно абсолютно не принимать те или иные действия, поведение того или иного персонажа, но при этом не проникаться ненавистью к нему- это очень странно ( хотя Сеймей мне все же стал в итоге неприятен). И все это в нас в разных степенях присутствует, а уж что мы будем в себе давить, а что взращивать – вопрос. Вопрос ценности человеческой личности там также один из главных, как и вопрос взаимопонимания между совершенно разными, далекими друг от друга людьми.
Кроме того – деление на Жертв и Стражей –идея новая, весьма своеобразная, но основу психологическую имеет, скорее всего, ибо если к людям приглядеться, как бывают холерики и меланхолики, пессимисты и оптимисты, также есть Стражи и Жертвы, они не обязательно вместе, черты могут быть и размыты, но перевес в ту или иную сторону обычно присутствует. Так что тут можно книжки по психологии начинать писать. ( кстати, Страж далеко не всегда полностью зависим от другого человека, он вполне может быть сам по себе, НО генеральная идея ради которой нужно быть стражем ему нужна, можно сказать, она им управлять и будет). Жертва может казаться даже зависимой от кого-то внешне, но при этом может и направлять и вдохновлять морально (и там уж неизвестно, кто от кого зависит). Но об этом я когда-то буду говорить отдельно. Или не буду.
В целом - произведение это позволило мне на мир посмотреть иначе, оно перевернуло и поменяло внутренне меня. В первую очередь, научило внимательному отношению к окружающим, уважению к человеку, неприятию издевательств над другими, научило слушать и слышать людей вокруг. Надо слушать других, чтобы кто-то услышал нас, потому что как поется в одной песне: « Обернись, мне не встать без твоей руки!»
@музыка: Флер - Непобедимая армия
@настроение: хрупкое равновесие
@темы: Красота, Loveless, Поток мыслей, Прочитанное, С настроением, реминисценции и реверансы