Только после спектакля зритель должен подумать:
"Но в конце концов, в какое время это все происходит?"
Если автор вместе с художником и исполнителями добьется этого - цель достигнута...
"Священные чудовища" Жан Кокто




Наконец в моем доме появился канал Культура.
Очень неожиданно обнаруженный после подключения IP tv.
И очень вовремя.
К 90летию Веры Васильевой показывали спектакль с ее участием - "Священные чудовища", что особенно удивительно, ибо Кокто не самый популярный автор. Москвоский театр Сатиры, реж А. Вилькин. Постановка была настолько точно сделана по материалу, что первое, что меня поразило - когда происходит действие? Это могло быть вчера, год назад, сто лет назад, завтра и через год. В конце концов это могло случиться где угодно и когда угодно... И точно нельзя было отследить этот период. Потому что это происходит здесь и сейчас и вместе с тем почти 70 лет назад...
Время я долго отловить не могла. Потом примерно по отдельным деталям костюмов, которые художник все ж слегка "состарил" вопреки советам автора, решила что это 60ые. Или 50ые.

Но дело не в этом - после той горы пошлости, глупости, выдаваемого большинством за новаторство, столь простая чистая в своем исполнении пьеса смотрится более чем оригинально.
Вера Васильева - великолепная актриса. И это сообенно понимаешь в театре. Каждый жест, каждый шаг, каждое слово - все чуждо фальши, ты будто проживаешь вместе с ней всю пьесу. Ее глаза - это ваши глаза. И еще - в 75 лет (2000год) так легко упасть в обморок на сцене - отдаю должное)
Но. Если б только она играла хорошо, а партнеры -плохо - тогда можно было выключить это действо на середине. Однако играли и Флорана и Лиан и Шарлотту очень сильно. Настолько - что ты себя чуствуешь непосредственным наблюдателем драмы жизней человеческих. Именно отсутствие фальши в этом спектакле делает его прекрасным.
Я очень давно не получала удовольствия от театральных постановок, ибо показывали не самое лучшее (хотя, быть может самое нашумевшее)- ибо как можно получать удовольствие от Татьяны на столе и пьяного Онегина под столом, например?!
Тут было идеальное сочетание всего и главное зритель вступал в диалог с актерами , с режиссером , да с автором в конце концов - то есть реакция зала была не дежурной а именно выражением мнения. Редко вижу когда зритель не просто смеется, а прямо реагирует на отдельные реплики, причем как-то хором, и постановке это не мешает, скорее наоборот, по реакции прощупывается пульс зала.


Ну и немного Эстер:

1." Когда закололи королеву Елизавету, ей сначала казалось, что ее просто ударили кулаком в грудь. Она еще долго жила с кинжалом в сердце, а когда его вынули, она умерла. Я тоже хожу с вашим кинжалом в сердце. Когда его вынут, я, конечно, тоже умру... А пока я чувствую себя такой легкой... легкой... Я даже не могу сказать, что мне плохо. Потеряв близкого человека, только через несколько дней начинаешь понимать, что он умер. "
2." О! Не подумайте только, что я хвастаюсь. Я хотела сказать, что, к сожалению, я не такая, как другие, и поэтому, к сожалению, я не могу придерживаться общих правил. Я должна создавать свои собственные, а это не так легко, клянусь вам."
3." Несчастье происходит от нашего молчания. "
4." Я люблю любить, Шарлотта. У меня, как у Верлена, неистовство любви. А вы ненавидите любовь. Все ненавидят любовь, пытаются ее разрушить, помешать ей жить. Все объединяются против любви, ожесточаются против нее."
5." я забываю боль, зло, я забываю ненависть. Я не могу злобствовать, сердиться на кого-либо. Забвение обид - не моя добродетель. Это моя болезнь."