Про старую экранизацию писать надо больше.
Я сразу скажу, что это нереально почти было сделать в 1946 году. Я понимаю - наложение кадров, и тд. Но у меня был такой шок- когда рука выпускает подсвечник, он висит в воздухе и палец указывает купцу куда сесть - ээээ?! Эти статуи с горящими глазами, вздыхающие и поворачивающие головы, свечи, которые сами загораются, руки эти кругом. Зеркало, говорящие двери. Это очень много кропотливой технической работы. Но именно это и создает ощущение чуда (съемка этого уже чудо). К слову - в новой экранизации почти нет волшебства,и это в век графики (траву нарисовал)! В старой - оно на каждом шагу: в замке, в лесу. Движения кустов, шорохи - это настолько качественно сделано, что сегодня, в компьютерный век, ни разу не раздражает. Скорее удивляет. Замок- территория пугающая и опасная. И здесь настолько важно не перегнуть планку, не напугать, а заставить зрителя ждать, затаив дыхание. Перемещение Бель перчаткой - это тоже нечто.
Музыка - композитор Жорж Орик, классик 20 века, один из представителей Шестерки (что естественно, учитывая кто есть режиссер). Там бывали моменты слишком бравурной музыки. Это слегка мешает. Но хоровое пение очень отвечало тематике мизансцен. Оно само по себе магия, нечто невидимо парящее в воздухе, присутствующее незримо и проявляющееся лишь иногда, на пике эмоций. это было прекрасно. Кстати, музыка опасная весьма кстати была в лесу.
Оператор -я не могу оценить, зная что 90% мизансцен было прописано, и что оператор должен был следовать указаниям режиссера ( то есть его технически использовали насколько я знаю) Осветитель - то ж что и оператор.
В ролях...
Купец - он очень хорошо играл свою роль. Он очень благообразен. И его приход в замок - совсем иной, чем в новой экранизации. Он не столько ищет пристанища сколько боится места, куда забрел. Но сколько в нем добродушия, когда он узнает, что корабль нашелся. А как он любит своих детей, тоскует по младшей дочке.
Сестры. Они почти естественны, лишь иногда пооявляется преувеличенная гротесковая реакция. Как в сцене с луком или зеркалом. Они не дурочки - они интриганки. Это более трудная задача - держаться на тонкой грани между самовлюбленностью, интригой и комичностью. За что отдельный реверанс этим образам. К слову - у них шикпрнейшие костюмы ( Карден наверно зарабатывал себе славу ха)
Людовик - оооо вот чего я хотела. Максим в новой экранизации должен быть таким - немного авантюристом, немного глупцом, в целом незлым, но иногда едким. один из самых шикарных отыгрышей подобного рода персонажей. Прямо б расцеловала его. Если б не было Авенанта )))
Я понимаю, что глупо прозвучат мои дифирамбы. Поэтому я их петь не буду. Что покупает в нем - абсолютная естественность. То есть в голову не приходит, что этот ж актер в роли чудовища, и уж тем более - что он наденет пиджак и на улицу пойдет. Ни разу! У него очень много эмоций, но они настолько соответствуют каждому моменту, что нет ни одного лишнего поворота головы, движения зрачков. Это - большая редкость, когда не обладая скупостью эмоциональной отдачи актер умеет так дозированно отыгрывать каждую мизансцену. И у него так глаза светятся - когда он говорить о Бель. Один момент меня слегка ввел в ступор - ээээ - он ж залепил пощечину одной из сестер - она ж дама!(чего не сделаешь, если режиссер потребует).
Итак. Чудовище. Здесь я могу дать оценку. Мало того, что я вижу актерскую игру, я еще и голос слышу. Это было ... слов нет. Само по себе - оно ж животное, пытающееся помнить, что когда-то было человеком. Его много в фильме, много, почти треть уходит на него. И это правильно. Меня удивляет, что в этом жутком гриме видно мимику и можно показать состояние его души через нее. Когда у него было что-то с магией и оно пришло к комнате Бель. Мне плакать захотелось - жалко его ( тем более реакция Бель - слегка неадекватная - меня смутила).
Оно пытается быть человеком, гулять в саду, говорить с девушкой. Но - ааааа этот кадр с ушами!! Когда Бель что-то говорит, а в кустах олень. И у него уши дергаются - у него там вид какой-то собачий. Это гениально. И еще когда оно водичку пило - ээээ, видимо за собакой актер наблюдал долго и упорно. Я просто не знаю, как возможно настолько перевоплотиться в ... это !!
Когда Чудовище просит зеркало - покажи Бель -оно человек, при том что голос у него зверя.
И кадр на миллион - я пришел оставить тебе подарок. У него в руке жемчуг собирается в ожерелье. Это второй кадр после рук с факелами, от которого я обалдела.Но тут чисто работа монтажника, наверно. Идея красивая. А еще оно мило пило из рук- погладить хочется. Хорошо все. Один вопрос- кто сделал этот костюм. Нет, плащ, воротник, перчатки ( что почти один в один оказалось в новой экранизации) -все в порядке . Но почему у него цветочки по всей лапе?! На штанах сбоку??
меня нет претензий к Принцу. Но его 5 минут на весь фильм.Я не успеваю его осознать. Так что то, что Бель его не знает -в точку. Зритель также не успевает уловить перемену и даже не понимает- а хорошо ли, что Принц появился.
А теперь та-та-там -Бель.
Если взять ее игру саму по себе - не так уж и плохо. У нее хорошо выходили крупные планы. В ней есть стержень, который у Бель должен быть. Она неплоха во взаимодействии с сестрами. Но с Авенантом смотрится плохо. Проблема в том, что Маре очень хороший актер, а Деи - средняя актриса. Непонятна ее мимика- много экспрессии не по делу, закатывание глаз, дергания губ. Она как будто слегка не контролирует себя. А как она говорила с Чудовищем у двери - образец нелучшей игры. У нее неестественные брови постоянно дергаются в самые неожиданные моменты, когда ничто это не означает и не предвещает. И она ужасно выражает горе - это ее картинное падание на руку головы портит кадр. Это ж не портрет "Бель грустит", это фильм. Как отдельный кадр, фото - это терпимо, в динамике это плохо.
Но - ее передвижение от дома до конюшни - нереально красиво. И ее приход в замок - образцовые выверенные движения, пластичные, легкие, невесомые, при всей своей ирреальности .Здесь съемка многое делает - занавески, руки, замедленные кадры. Движение вдоль окон -создает ощущение чуда, будто Бель - это главное чудо в фильме ( а не говорящие двери и статуи с горящими глазами), и она смотрится хорошо. И да - она как минимум в обморок упала от вида Чудовища. Это - нормальная реакция. Она как минимум обалдела от того, что Чудовище стало человеком. Она понять не могла КАК ЭТО??!! И да. Мне нравится как она вжимается в кресло, как ходит мимо камина в ожидании.
У нее есть плюс - хорошая походка и жесты. У нее есть минус - мимика. Причем главным образом брови. они все портят. Глаза у нее хорошие.
Однако после Сейду могу сказать что Деи оооо какая актриса, Оскара ей ( шутка). Она всяко способней - это раз. И режиссер не уходил с площадки когда дело доходило до Бель - это два.

Я не буду углубляться в сравнительный анализ и тд. Но не могу не сказать об идее.
У Кристофа Ганса - Гринпис рулит: не убивай лань, не рви розы. Это хорошо, но как-то уж очень просто.
У Кокто идея психологическая. У него стоит вопрос больше о доверии и о взаимопонимании между Бель и Чудовищем. Это по сути вопрос общечеловеческий, он касается нашего отношения к миру, к людям и всему, что от нас отличается и изначально пугает. Суть в том, что она не сразу поняла и приняла Чудовище, что она не в прошлое смотрела. А столкнулась - с недочеловеком, который лучше многих, кого принято считать людьми. И который как будто постепенно переставал рядом с ней быть Чудовищем внутренне. В этом дело.
Там даже в мелочах идеи - типа подвесок которые на одной из сестер превратились в веревку гнилую или отражений в зеркале.Это к тому, что фильм реально надо сперва прописать. А ну еще я, как поклонник Жана Маре, пристрастна. Он этот фильм украшает не только своей внешностью ( он чаще появляется в образе Чудовища) но и своим талантом.