Я всегда обещала себе, что когда-нибудь, отключив свое восторженное и неконтролируемое, напишу несколько строк об это фильме на одном дыхании. Потому что если делать это размеренно и спокойной, то у меня не появится ни строчки. Ибо я замираю при одной мысли о нем.
Многие, считая Дюма, мастером жанра приключенческого и "романа плаща и шпаги", также рассматривают и "Графа Монте-Кристо" заодно. А здесь все далеко не так просто и ясно. Но вернемся к фильму.
Столь обширный материал трудно втиснуть даже в 2 серии, поэтому его, как и многие другие, обвиняют в стиле "по мотивам", обвиняют за отсутствие Данглара, за помарки, за 18 лет тюрьмы для Эдмона (а их, насколько помню я, 14)
Как у каждого, у меня свое мнение - это все не суть.
Суть в центральном образе, а именно в трансформации человека - чем он был и чем он стал. Суть в том - а правильно ли он поступает?
Я смотрела и советскую экранизацию и экранизацию конца 20 века, французскую, я смотрела 2 мюзикла. Но этот фильм оставил неизгладимый след. Дело не в личных пристрастиях к Жану Маре, дело в том, что он ближе всех подошел к передаче этого образа.
Эдмон Дантес в самом начале - счастливый человек, почти абсолютно. Его горящие глаза, улыбка, желание обнять весь мир . В одночасье по воле рока и недобрых личностей он становится самым несчастным на земел - у него отнимают все, и бросают заживо гнить в подвал замка. Навсегда. Он перестает быть тем счастливым Эдмоном тогда, когда оперевшись спиной о сырую стену бьется о нее головой и из глаз его текут слезы. Как будто в эти минуты все, что было в нем от Эдмона Дантеса исчезает, уходит, растворяется. И здеьс начинается такой медленный уход в безумие.
И с этого момента нужно быть крайне осторожным. Где блуждает его душа? В каком лабиритне ужаса мести? Что сделала из него эта пытка? Он выжил, думая о мести, он бежал, думая о мести, и жил, думая о мести - не совсем. О да, он не был нормален. Но внешне безумие отсутствует полностью и он столь же безумец сколь и судья, выносящий приговор на заседании, он столь же безумец сколь и король, казнящий тех, кто сотворили много зла. Весь фильм - он почти абсолютный лед, холод, и есть лишь пара сцен, где в нем еще оживает Эдмон. Первая- это корабль для Мореля. Там, стоя в стороне, готовясь уехать в карете, он бросает такой взгляд на счастливую семью Мореля, как бы внутренне пытаясь разделить с ними счастье, и понимая, что оно для него давно невозможно. Вторая сцена - с Мерседес. Вот здесь они оба играют просто нечто - когда он просит ее уехать - это говорит Эдмон, в его глазах появляется свет надежды, который также мгновенно гаснет.
Это было краткое отступление. Итак, о мести. Сам Монте-Кристо с улыбкой, играющей на губах, отвечает на вопрос о том, вправе ли он это делать - "Это священная месть". Он не говорит это патетично или наоборот, злым шепотом, он произносит это как само собой разумеющуюся истину, аксиому, не требующую доказательств. Никто из тех, кто играет Монте-Кристо, не смог удержать на этой тонкой грани лично с моей точки зрения. Игра идет в основном эмоциональная -на грани нервного срыва, либо показана радость (где-то рвущаяся, где-то внтуренняя на уровне инстинкта) от страдания врагов. А ему... ему ведь должно быть все равно. Он делает это уже не из личных счетов, все давно переросло в торжество справедливости. Это просто принцип - человек должен отвечать за то, что он делал. И как высший судья Монте -Кристо будет исполнять приговор.
Итак -это не животная радость, это не жажда мести, это высшая справедливость. Кстати, отмечу - Маре довольно много улыбается, но это не есть радость, это маска, это улыбка острее кинжала. И это не улыбка зла, улыбка монстра - так улыбается Фемида.
Имеет ли право Монте-Кристо быть таким? А есть ли у высшей справедливости право? Какими категориями измерять право на наказание, исходящее от рока? У судьбы, у рока нет прав, как нет и обязанностей, также как и нет их у Монте-Кристо. Это уже не человек, это нечто большее, астрактное. лишь заключенное в человеческую оболочку.
Именно поэтому это почти невозможно играть и этим почти невозможно быть.
Поэтому для меня лично - Жан Маре как граф Монте-Кристо - это верх совершенства. И я не еще не видела, чтобы кто-то смог его переиграть. (но я и не все видела, я исхожу из имеющихся данных))