В кои-то веки я не оригинальничаю. Обычно я сопротивляюсь "массовому психозу", то есть когда нечто нравится массам, оно почему-то меня раздражает. Но тут я солидарна с критиками, публикой и вообще: мне понравился фильм "Артист".
Гениальность Хазанавичуса состояла в том, что он снял черно-белое, немое кино, где есть лишь музыка, которое способно держать у экрана зрителя более часа. Вам когда-нибудь приходило в голову, что молчать труднее чем говорить? А молчать в кино7 А молчать артистам, привыкшим говорить?
чертовски сложно выражать все мимикой, жестами, причем таким образом, чтоб это не было наиграно, как, например, в фильмах начала 20 века. То есть без всех этих ужимок, заламывания рук и прочего. С другой стороны оно понятно, почему имела место подобная игра актеров: звука нет, следовательно, нужно возводит чувства, эмоции в некий гротеск, как бы заливать ярким светом темную комнату, чтоб предметы стали хорошо и отчетливо видны. Тогда зрители увидят, что стул - это стул, стол- это стол, любовь- это любовь, ненависть - это ненависть.
НО Хазанавичус ставит немой фильм в 21 веке, когда в принципе технологии шагнули настолько, что фильм стал почти ощутимой реальностью. Он освещает комнату приглушенной лампой, и, как следствие, мы видим очертания стула, стола и они не кажутся нам менее реальными, наоборот, резкий свет не режет зрителю глаза. То же самое с чувствами героев в фильме.
Итак, Хазанавичус мало того, что снимает немой фильм, он делает его нецветным, потому что именно черно-белое так остро и отчетливо откладывается , оно контрастно и может сильнее цвета зацепить душу. Черно-белое добавляет ясности к приглушенным чувствам, поэтому очертания стула в темноте для нас зрителей почти реальны.
Далее - в принципе большая часть держится на музыке, пдобранной идеально под каждый момент фильма, она - еще одно средство выделить предметы в темной комнате. Так как это - мелодрама, то музыка разнообразна как и чувства героев: от радости к печали, от драмы к комедии и обратно. Возникают такие волны: сперва нам весело, потом краски сгущаются, потом растет напряжение, после кульминационной сцены пожара приходит некое успокоение и далее далее во вполне счастливый танцевальный финал со степом.
Кадры бесподобны - оператор гений. Он должен быть таковым потому, что все по сути держится на изображении(вспомогательна музыка - и здесь должен быть гениален композитор). Но соотношение изображения к музыке 70/30.
Кадр с лестницами -шедеврален, декораторам всем по 10 баллов за эти лестницы с бегающими людьми, где остановились Он и Она. Эти лестницы -некий аналог нашей жизни, когда среди прохожих вдруг встречаешь своего человека, а другие как шли так и идут мимо, а у тебя-то уже в жизни все поменялось. Хотя момент не к этому, но сам по себе кадр и сцена наводят на мысли. Сцена пожара безусловно одна из сильнейших.
Бесподобная задумка с уходящей тенью.
Насколько трудно было актерам -не знаю, на мой взгляд очень, потому что они - актеры звукового кино. Легче всех было псу, наверно, потому что он не мучается вопросами цвета, звука и прочего. Отличная идея: ввести его в канву сюжета и по сути сделать 3им главным персонажем.
Вообще отдельное глубочайшее спасибо Хазанавичусу за смелость снять немое черно-белое кино о... замещении немого кино звуковым. Проект тяжелейший, в условиях современных господства китча и ширпотреба.
Еще пара слов - уже личное. Музыка у меня успевала, а вод перевод титров шел опаздывал на минуты 2 позже. Боги, как же я извелась, ибо смотрела с мамой и она спрашивает: там что? А там- французский, черт побери. Пока я смотрела фильм, я выяснила что у меня есть базовые его знания, почерпнутые в ходе работ в институте, изучения др европейских языков и копании в личности и творчестве Эдит Пиаф. Приятно удивление)