Я очень долго собиралась посмотреть этот фильм. Настраивалась на него и готовилась.
Не зря.
Уде не раз говорила о том, что люблю антиутопии. Это- антиутопия в самом классическом понимании.
Идея об усовершенствовании человека настолько прочной крепостью возвышается перед нами, что мы порой и забываем, что все должно иметь отклонения. В попытке создать идеальные образцы теряется нечто важное, некая индивидуальность, да и сам процесс уже сводится не к рождению а к "программированию". Винсент - образец "несовершенный", ибо слабый. А удел того, кто слаб -влачить жалкое существование.
НО! Винсент ведь не запрограммирован -он создан. А, значит, отличен от других не столько слабостью физической, сколько силой духа и наличием мечты и надежды. Если твое будущее таково, какое тебе нравится, тебе не о чем беспокоиться. Если ж ты выпадаешь из общей массы и между тобой и исполнением мечты стоят непреодолимые стены - то ты должен обладать безусловной силой духа и бесстрашием на пути к цели.
Хоук играет Винсента виртуозно - он всегда остается собой, по сути даже не перевоплощаясь, и при этом все принимают его за Юджина. Отсюда вывод: люди охотнее верят документам, чем своим глазам. Нет даже попытки гриммироваться под Юджина -люди априори воспринимают его как "своего", хотя он далеко не свой. . Несмотря на слабое здоровье, Винсент выдерживает все упражнения, что еще раз доказывает несостоятельность "отбраковки" людей по физическим параметрам. Опять ж у Хоука на лице периодами возникает растерянность, ибо он далеко не тайный агент, он - одиночка, идущий против мира чтобы достичь своей мечты.Никаких недозволенных приемов Винсент не использует, хотя именно на него падает в итоге подозрение в убийстве. Он сам не раз доказал и себе и другим, что он сильнее - ведь уплывет дальше не тот, кто здоровее, а у кого хватит духу уплыть дальше.
Немного о Юджине- герой бесподобен, несмотря на то, что жизнь ведет не особо правильную, у него по сути даже нет цели жить. Он как бы одолжил свою жизнь другому. Но за всем этим наплевательским отношением к миру, пьянством, язвительностью скрывается человек мягкий, чуткий, который понимает, что это дело полета в космос - не только Винсента, что по сути - это та самая цель, достигнув которой, можно спокойно умереть. То есть Винсент дает Юджину некую основу для жизни, причину жить, как Юджин дает Винсенту свою жизнь. Такая одна жизнь на двоих человек. Джуд Лоу прекрасен - его игра неподражаема. Самый яркий кадр- то, как он ползет по лестнице, пытаясь добраться до домофона. И еще - взгляд при фразе "Я притворялся" незабываем. Вообще люблю этого актера.
Про Айрин - изначально показалась лично мне какой-то ненастоящей, как бы тоже "сконструированной" - после прогулки вдоль неких световых приборов, которые освещались медленно и величественно солнцем - вижу в ней уже совсем другое. Она очень поэтичный образ, если только данный эпитет здесь уместен.
Все мелочи - выброшенный волос, перебегание дороги без линз, винтовая лестница, улетающие в небо корабли, пропускные пункты, игра на пианино в 12 пальцев - это великолепные находки, создающие атмосферу фильма, перемещение в то пространство, в ту реальность, которая изначально кажется легким бредом.
Идеи того, что человек может все -главное захотеть. Человек никогд не должен отчаиваться. Не все люди - волки друг другу, периодами даже те, от кого не ждешь помощи, неожиданно оказывают ее тебе (врач, который все прекрасно понимал с самого начала). Это фильм доносит до сознания. Это не боевки, не детектив, хотя нем есть и погони и убийство и расследование. Это - драматическая антиутопия с достаточно счастливым концом и вопросаи к науке будущего.
Восхищена работой режиссера, сценариста, актеров, оператора. Фильм в свое время был встречен холодно, в прокате почти провалился. Философская фантастика дается не всем, антиутопия - вообще на любителя вещь. Но в итоге ему отдали должное, особенно ученые-генетики, ибо фильм поднял очень опасную тему "программирования человека" и дал толчок к тому, чтобы задуматься: а оно человечеству надо?