Я тридцать две борьбы.
Драться лучше чем хныкать и ныть
Побежденных легче простить.
Издержки судьбы:
укрепили пинки и обиды
систему личной защиты.
группа Флер «Человек 33 черты»
И если я уже начала писать на тему Loveless, то почему бы не продолжить в том же духе.
А данный пост будет посвящен самому противоречивому и сложному персонажу ( разумеется, на мой личный взгляд). Итак Агатсума Соби.
читать дальшеСвоеобразие данного персонажа заключается в том, что сперва он не нравится, совершенно. При том, что внешне он просто прекрасен, настолько, что все вокруг должны попадать в обморок. Но в обморок почему-то не хочется падать, а хочется очень здорово врезать, прямо по его интеллигентному лицу. Во-первых, приставать к 12-летнему ребенку это нехорошо (даже если это Рицка), курить тоже нехорошо в таких количествах (и бросать окурки на пол, а потом еще лезть целоваться). Но это ерунда, проблема в том. что создается впечатление, что Соби - патологический лжец. Все его «я тебя люблю. я буду тебя защищать, я тебя не дам в обиду» кончается ровно тогда, когда заканчивается поединок, а потом он пропадает неизвестно куда.Зачем, скажем, дарить телефон и не отвечать на звонки? Зачем постоянно скрывать и скрываться? Почему Соби постоянно и упорно ничего не говорит о себе? Пришел, повоевали – и он исчез.
Ладно скрытность, но когда выясняется, что ему отдали приказ «любить и защищать» и он его пытается честно выполнить – становится как-то совсем гаденько на душе. Рицка верит ему, потому что у него больше никого нет, а кругом опасность, потому что ему хочется протянуть руку хоть кому-то. Но как только он хочет помочь – Соби эту самую помощь отталкивает, он как будто построил хорошую прочную стену между собой и миром, живет себе за этой стеной, и все его проблемы касаются только его. И как после этого вообще можно стать ему близким человеком?! А Жертва для Стража близкий человек(в идеале). А Рицка перед ним беззащитен, открыт. Соби молодец, что Рицку защищает, но Рицку по ходу уже надо от Соби защищать. Он ему боли причиняет много.
Соби, конечно, красивый. И как боец - на него во время сражений смотреть - загляденье. Потрясающие заклинания, реакция мгновенная, и делает все как будто ему это труда не составляет. Красивая чистая магия.. Но в остальном - он сволочь. Красивая, холодная сволочь.
" Я -камень, холодный и твердый гранит.
Я падаю, не разбиваясь, потом
мне не больно, я делаю вид."
И главное - в отношении к Рицке. У ребенка мать больная, брат умер, он закрылся от мира, и тут - такое событие - Соби. Он же к нему не просто привязывается, и это даже больше чем любовь, там же все. А Соби издевается. Дал телефон -и не отвечает. Уши заставил проколоть - хотя для Рицки это была моральная пытка. Все время: прикажи мне, накажи меня - он этим Рицку без ножа режет, просто бьет его морально. Он же так много места стал в сердце и в жизни Рицки занимать. А к себе он его как будто не подпускает. Всегда эта улыбочка.
К остальным у Соби отношение гадкое. Учительницу он унижает, ноги об нее вытирает своим тоном и своими словами. Кио он как будто тоже ни во что не ставит. Конечно, ноги не вытирает, относится доброжелательно-пофигистически. А Кио же пытается с ним нормально общаться, как-то поговорить, поддержать. И тоже - как о стену горох.Во время сражений он смотрит на всех свысока и издевается, просто издевается. Это его "Вы что ничего не умеете?", "Вы птички", "Это азы", " Я постараюсь не целиться тебе в лицо, но если зазеваешься - я не при чем" - зачем это в нужно. И так ясно, что ты сильнее. Дело не в том, чтобы скромнее быть, дело в том, что нельзя так. " У него нет слабостей, он идеален. Ему все равно разрушить тело или душу. В этой его идеальности бойца человеческого нет. И убивать спокойно - тоже.
Это начало и краткий перечень претензий к персонажу. А теперь отследим всю его жизнь и посмотрим насколько он хорош или плох.
Соби, по сути, человек несчастный. Смерть родителей в 6 лет для ребенка трагедия вселенского масштаба, и в будущем очень остро дает о себе знать недолюбленностью и мыслями о том, что никто о тебе в жизни не позаботится. А еще – что все проходит, все уходят, верить никому нельзя. Но если б этим все неприятности в жизни ограничились – все было не так плохо. Но неет, он попал к господину Минами. И тут началось: Ритсу по своей природе особым злодеем не был, изначально, но ребенок ему даром был не нужен. ( закопать его на кладбище вместе с погибшей любовью в идеале). Но сдать в детдом, видимо, какое-то дурацкое чувство долга ( ну не стал бы Ритсу из-за лица терпеть столько неприятностей в виде 6 летнего Соби в квартире). это сделать ему не позволила, и он решил его терпеть. Проблемы было две: Ритсу не собирался иметь детей – раз, он так и не смог забыть мать Соби – это два. Когда обнаружились весьма внушительные способности Соби как стража –у Ритсу, видимо, уже появился пунктик преподавателя-перфекциониста: о надо сделать совершенство. Собственно, не считая лишения ушей ( что ужасно и куда смотрели служители ювенальной юстиции), воспитывали Соби чисто по –японски: ты Страж, у тебя свое место, ты выше головы не прыгнешь и всегда будешь служить своей Жертве, но при этом ты лучший Страж, ты ОБЯЗАН быть идеальным, ты ОБЯЗАН побеждать, быть первым, все хуже тебя. Но ты ниже Жертвы, ты должен быть собакой для Жертвы, Жертва может с тобой делать что хочет, всех остальных можно убивать. Грубо говоря – Соби очень четко дана иерархическая установка, стол естественная для японского общества. Я уже писала ранее о «Страхе и трепете», и вновь повторю слова Всеволода Овчинникова:
а) Знай свое место; веди себя как подобает; делай что тебе положено-вот неписанные правила, регулирующие жизнь и поведение японцев.
б) Жажда причастности, более того, тяга к зависимости в корне противоположна индивидуализму, понятию частной жизни. Слова "независимая личность" вызывают у японцев представление о человеке эгоистичном, неуживчивом, не умеющим считаться с другими.Само слово "свобода" ещё недавно воспринималось ими как вседозволенность...своекорыстие в ущерб групповым интересам.
в) Преданность семье, общине, фирме должна быть беспредельной и безоговорочной, то есть человек обязан подчиняться воле старших и вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости.
Здесь Соби – идеальный японец. Впрочем, в мелочах он такой же идеальный японец: занятие –живопись, очень такое японское, медетативное. Манера говорить – никогда не договаривать на 100% все, что думаешь. Даже в плане приготовления пищи – хорошее знание традиционной кухни. В доме – ничего лишнего. Плюс – деление людей на своих и чужих (видимо, в свои в итоге попала Юико и Кио, а Хитоми – она чужая, с ней как будто нечего делить и считаться тем более не стоит).
Кстати, от Ритсу у Соби гораздо больше чем он ( и я) хотел бы: это пренебрежительное отношение ко всему вокруг, такой оскорбительный пофигизм – это все оттуда, из детства. Потому что ребенок перенимает модель поведения взрослых. Курение тоже оттуда. Приставания к Рицке для него по сути тоже нормальны, хотя, конечно, лишиться ушек в 14 лет – та еще травма для психики, то есть Соби было плохо, он так делать не будет, но. Итог – Ритсу отдал его Сеймею. и это было новым потрясением – вот тогда Соби и решил, что кроме Жертвы – в жизни нет место другим людям, ибо обидят и бросят, обязательно. Он просто не знал, что такое Сеймей ( как и все остальные).
После Ритсу он еще был человеком, но вот Сеймей – это окончательно сделало из него компьютер, выполняющий команды пользователя. . Задали алгоритм – он стремится его выполнить, в отличие от компьютера может хоть некоторые шаги продумать самостоятельно, но поставить себе цель – это выше Соби. Мало того, еще и замученный компьютер – ибо порезать горло ножом -написать имя –это перебор. Итак, Соби измучен и физически и морально. а)Соби обижен на родителей, учителя и в итоге на Сеймея тоже, откуда следует –Соби не верит людям, ибо обидят и физически и морально, предадут и не вспомнят. б) опыт общения с детьми у Соби отсутствует, а Рицка все же ребенок. в) Соби своим нежеланием «впутывать» Рицку в дела Сеймея и семи лун только все усложняет, ибо Рицка понять ничего не может , следовательно, не может выработать модель поведения по отношению ко всем этим людям, а, главное, к Соби:
«Я, наверно, что-то не то играю,
Я не знаю кто эти люди, улыбаюсь немного странно»
как в песне «Формалин» группы Флер.
Но все меняется, меняется, меняется. Когда в Соби появляются изменения –отследить трудно, но апофеоз этого, скорее всего, момент в библиотеке, когда Соби встает между Рицкой и Сеймеем и говорит: не пугай Рицку, не причиняй ему вреда. Для Соби это не просто перестройка сознания, это-поступок. Он не может противиться связи, нет, он уйдет если Сеймей потащит его за собой, но даже если ему прикажут убить Рицку он этого не сделает. Он перестает просто слепо следовать приказам. Та свобода, которую дал ему Рицка, дала возможность общаться и взаимодействовать с миром. Соби понял, что помимо приказов и радостного подчинения, есть жизнь, есть дружба. любовь, есть люди, которые вовсе не опасны, есть небо, ветер, море, и места, где бабочки могут свободно кружиться.
Вся жизнь Соби напоминает песню «Кокон» группы Флер:
В этот кокон из стекол и рам
Не проходит тьма или свет.
Может, будет бабочка там,
Может быть, может нет.
Может, вырастут новые крылья-
красота, доброта.
И расправить их будут силы-
Может, нет, может, да.
Соби не заданы нравственные ориентиры. векторы, определяющие, как можно и как нельзя. То есть даже убийство не является поступком аморальным, если оно совершается ради Жертвы. Зато четко задано понятие «своего места». Собственно, для японца, идеального самурая, понятие места и есть нравственный ориентир ( помним, что: человек обязан подчиняться воле старших и вышестоящих, даже если они не правы, даже если они поступают вопреки справедливости!!! ). Но опасность такого рода установки в том, что вышестоящие могут оказаться Сеймеями, которые, быть может, блага и хотят, но получается у них только зло и хаос.
Благодаря Рицки у Соби эти самые ориентиры появляются, появляется доверие к Жертве, а не слепое следование приказам, появляются чувства (роскошь непозволительная), выстраиваются нормальные отношения с миром. « Ты сильно изменился» - сказал Сеймей. Соби, возможно, не изменился, а просто раскрылся, перестал быть машиной и стал проявлять человеческие качества. По сути Рицка заставил поверить Соби в то, что:
"Больше не будет больно и плохо,
Сегодня не кончится никогда.
Между выдохом каждым и вдохом
С неба летит звезда.
Гаснет звон последнего слога.
И шкатулка вопросов пуста.
Больше не будет больно и плохо.
Сегодня не кончится никогда"
(группа Флер "Сегодня")
К чему все это? К тому, что нужен человеку кто-то родной и близкий, нужны ориентиры нравственные, по жизни, которые бы не давали унижать или, чего доброго, убивать других людей, нужна та база человечности, которая является основой существования этого мира и нас, как людей. Жизнь бывает очень жестокой, злой и несправедливой, но ведь:
"Там рождаются новые звезды
И в горах расцветает миндаль
Для того, кто умел ждать..."
Для того, кто умел верить
Я тридцать две борьбы.
Драться лучше чем хныкать и ныть
Побежденных легче простить.
Издержки судьбы:
укрепили пинки и обиды
систему личной защиты.
группа Флер «Человек 33 черты»
И если я уже начала писать на тему Loveless, то почему бы не продолжить в том же духе.
А данный пост будет посвящен самому противоречивому и сложному персонажу ( разумеется, на мой личный взгляд). Итак Агатсума Соби.
читать дальше
Драться лучше чем хныкать и ныть
Побежденных легче простить.
Издержки судьбы:
укрепили пинки и обиды
систему личной защиты.
группа Флер «Человек 33 черты»
И если я уже начала писать на тему Loveless, то почему бы не продолжить в том же духе.
А данный пост будет посвящен самому противоречивому и сложному персонажу ( разумеется, на мой личный взгляд). Итак Агатсума Соби.
читать дальше