Рискну быть закиданной камнями, но я напишу этот пост о мсье Фролло.
Пожалуй, мсье Фролло один из самых сложных и неординарных образов, с которыми доводилось мне сталкиваться. А когда я столкнулась с ним, было мне лет 14-13. Следовательно, понять его я не могла. Но уже то, что я не записала его в самые отрицательные персонажи, говорит о том, что в нем есть что-то, что не дает окончательно назвать его чудовищем и предать его имя забвению.
Рискну покопаться.
читать дальше***
К тому, чтобы стать священником шел он изначально, с детства. Следовательно, силой его никто в монастырь не загонял. Он хотел служить Богу. Но, в то же время, его жадный до знания ум требовал пищи, поэтому он поглощал несметное количество информации. Мне страшно представить, сколько томов прочел монсеньёр Фролло, сколько пыльных талмудов пробежали его глаза и сколько информации впитал его ненасытный мозг. Теология в итоге стала для него тесновата, да и языки -латинский, греческий и древнегреврейский - он выучил. Все - знания дозволенного кончились. Но мозг продолжал просить чего-то нового. И пришлось шагнуть за границы дозволенного - в область мистики и алхимии, что пахнет колдовством и инквизицией. Посему на монсеньера Фролло часто наговаривали, что он -первый колдун. Однако безупречная репутация его как священника и противника всяких излишеств сглаживала это.
Вот и первая трещина в душе этого человека - он был влюблен в науку и знания, но разрешенная область знания не могла удовлетворить запросы его разума, и он шел дальше, за границу дозволенного: он занимался алхимией, пытался изобрести философский камень, пытался разгадать фасад Собора, видя в нем схему создания философского камня. Он ходит на могилу Николаса Фламеля и интересуется личностью Гийома Парижского. Дело даже не в золоте, дело в знании и способности. Разум настойчиво гонит его и раскалывает на части душу.
***
Итак 2 жизни - священника и алхимика есть. Что же это за человек в "быту"?
Так вот - мало где упоминается ( имею ввиду вариации на тему Нотр-дам в виде мюзиклов, мультов и фильмов),что у Клода был брат - Жеан, которого он очень любил и даже пытался о нем заботиться. Однако столь жадным до науки Жеан не был. И уж тем более не собирался принимать духовный сан. К великому огорченью мсье Фролло Жеану была по душе жизнь беспутная, жизнь школяра - с гулянками, пьянками и Двором Чудес. Конечно, Клод не мог с этим смириться. Мало того, не мог смириться с тем, что Жеан точно не предстанет перед райскими вратами на том свете. И тогда мсье Фролло ... да, взял применого сына- Квазимодо, который должен был быть как бы "искуплением грехов брата" - то, что Фролло о нем заботился, должно было "зачитываться" не ему, а брату. Весьма своеобразная логика... Собственно, Квазимодо он все ж умудрился вырастить. При этом дал ему "работу" - место звонаря в Соборе, причем когда ему было лет 14 (да, все же мсье Фролло не собирался просто так кормить нахлебника). Ну и в результате бедняга оглох из-за громкого звона...
Мда, мсье Фролло был ярко выраженной авторитарной личностью - давил морально на Квазимодо(ибо на брата он никак не мог повлиять -да и видел его значительно реже). В результате... но это было потом.
***
Итак - много кем был Клод Фролло, но настоящее землетрясение случилось в его душе с приходом Эсмеральды. Нет, Клод никогда не собирался любить. Он плотно завернул свою душу в черную непроницаемую ткань. Он построил вокруг баррикады из книг и колб. Он бежал и к религии, и к науке, и к мистике. Но это его не спасло, как не спасает от проливного дождя бумажный зонтик.
Все было лишь бумажным зонтиком. И он влюбился. Впервые в жизни. Но это не была легкая светлая любовь. Это было чувство, разливающееся как яд по венам. Оно захлестнуло его, и Клод впервые в жизни понял, что значит тонуть - это была нехватка воздуха. И ничего нельзя было изменить - он был священник, она была цыганкой. Душа его, которой было просто необходимо любить - влюбилась, но для разума, для самолюбия, для всего существа - это был крест, черная ночь, камень, который вешают на шею, при этом бросая человека в воду.
Сперва Клод пытался уверять себя, что ненавидит Эсмеральду, бежал от нее к своим книгам и опытам, но она вновь возникала в его воображении. Потом он стал пугать и преследовать ее. Он хотел доказать своему самолюбию, себе, что он сильней - и, следовательно, пытаясь давить это чувство, пытался уничтожить и ее. Хотя бы изжить с площади перед Собором. И в итоге он сдался. Он больше не смог выносить этой красоты, этой жизни, этой поющей души, и решился на самое страшное - на преступление -приказал Квазимодо украсть ее.
Нужно отметить,что власть он над Квазимодо имел почти неограниченную -поэтому тот согласился. Но попался. И что же сделал мсье Фролло, увидев его у позорного столба?Отвернулся. Как мерзко. Но стеснялся он не Квазимодо, неет. Он понимал, что он сам, Клод Фролло, должен был стоять у позорного столба. Да что там столб - его уже давно можно было повесить...
Одним преступлением Клод не ограничился. Узнав о Фебе, выследив его, он совершил покушение на убийство. (посему Эсмеральда попала в тюрьму -обвинили ведь ее). Банальная ревность - страшная, почти удушающая ревность, которая съедала Фролло. Он был почти невменяем . Он не мог допустить, чтобы она досталась Фебу.
А потом... потом был "процесс", была инквизиция, был испанский сапог. Кстати, никто не упоминает о том, что он принес с собой кинжал в комнату пыток. И пока ее мучили, он исколол себе грудь(не до смерти конечно, но с кровью и царапинами). Такая причастность что ли - что-то вроде- она не виновата, виновен я. Так пусть я буду также страдать. Может, и не поэтому. Не знаю.
Одним словом, все пройдено. И вот Клод решил "раскрыть" все карты - пойдем со мной Эсмеральда, я тебя спасу. Но ты будешь - МОЯ. И только МОЯ! Разумеется, он получил отказ. Она жалила его, как пчела. Она измучила его. Да и было за что - он виноват во всем, из-за него Феб думает, что она - преступница. Он- разрушитель ее счастья, свободы, чудовище, призрак... Ненависть, ненависть, ненависть, любовь, любовь, любовь. "Минус"на "плюс" никогда не дают знака "плюс". Все просто - любовь это закон математики. Понятный и ясный.
***
Если тебя не любят - надо уходить. И Клод ушел. И почти тронулся умом. Он ведь думал, что Эсмеральду повесят - да, да. Все напрасно. С другой стороны - когда объект любви умер - жить станет легче, ибо никто не будет больше смущать его разум.
Кстати, дорогой архидиякон, не факт, ой не факт, что вам бы стало легче. Такая психопатичная любовь людей отвергнутых этим самым объектом любви, который потом еще и умирает, может простираться далекоооо за границы жизни и смерти, принимать порой настолько безумные формы, что лучше вам и не знать. ( "Ты навсегда остнаешься в моем сердце, в моей памяти...и в своей могиле" - боже, я теперь всю жизнь Сникета буду вспоминать?!)
Но - нет. Квазимодо ее спас. И Клод, который тайно надеялся на покой для своей души, вновь был унесен ураганом. Итак - жива. Итак - она в Соборе. Так близко - так далеко. Не обошлось без преступления - хм, попытка изнасилования вам, Клод, не делает чести. Но вы ведь почти сумасшедший уже. Для вас ведь нет ничего, кроме нее. Дааа.. это было ужасно . Он -чудовище, и он же - нсчастнеший человек. Квазимодо вышвырнул его из комнаты Эсмеральды.
Показательно - Квазимодо ослушался Фролло. Все - здесь он теперь также не властен. Да и над кем, вы, мсье Фролло, можете властвовать - вы же собой управлять уже не в состоянии!
И самый любимый мой момент - когда с Собора снимают защиту, бродяги идут спасать Эсмеральду, Квазимодо думает, что они хотят ее смерти и пытается защищать Собор.
Но, до этого, Фролло уговаривает Гренгуара спасти Эсмеральду (Она ведь ваша жена-хехее), вытащить ее тайком из Собора, и увезти. Ну и что - да, план спасения удался. Почему-то нигде-нигде не говорят об этом - а это ведь так ярко. Неужели Клод Фролло - чудовище такое - решился спасать ту, что не любила, не любит и никогда не полюбит его.
Да... спасти то он ее спас - но вновь, вновь начинается борьба за ее любовь. Эх, если б ему хватило сил просто отпустить ее, но нет. Нет, не могло быть иного " Когда творишь зло, твори его до конца." - фраза самого Клода. И он, обезумев, "сдал" ее на руки вретишнице и ушел за стражей.
Когда ее вешали - Клод смеялся как сумасшедший. И Квазимодо, поняв, что произошло - сбросил Клода Фролло вниз. Фактически - совершил убийство. А, впрочем, вряд ли Фролло смог жить дальше. Это даже хорошо, что его убили. На самом деле убил себя он сам. В нем было так много и так мало человеческого. Он был жесток, злобен, ревнив, эгоистичен, и вместе с тем, он был способен любить вечно. Он был способен на самое низкое и самое высокое чувства. И это загнало его в лабиринт, из которого не выбраться - он потерял не только себя, но и последние остатки гуманизма.
Я повторюсь - я люблю Фролло как человека сильного, пытающегося - отчаянно, но тщетно - выкарабкаться из омута и спастись. В какой-то мере все мы такие - также бежим от чего-то, также строим вокруг стены. Но не все из нас совершают преступления. Преступления Фролло- отвратительны, и я их ненавижу. И его ненавижу в моменты , когда он их совершает. Но я понимаю, что человек просто не может справиться с налетевшим ураганом, что он слишком истощен, слишком не привык чувствовать, слишом боится чувствовать. При подобных "ограничениях" рано или поздно "плотину" сносит, и начинается потом - сила чувств направляется в отнюдь не добродейтельное русло. А часто изливается в очень страшные поступки.
И при всем этом я продолжаю любить Фролло. И нашла потрясающие иллюстрации - которые отражают все - и каноничный образ ( да, он выглядел неважно в свои 36 лет) и эту несчастную душу... И да, автор чувствует вот этот образ! Хотя, конечно, там и личный взгляд присутствует. Но все равно - потрясающий Фролло от Agriografo...
Клод Фролло...
Рискну быть закиданной камнями, но я напишу этот пост о мсье Фролло.
Пожалуй, мсье Фролло один из самых сложных и неординарных образов, с которыми доводилось мне сталкиваться. А когда я столкнулась с ним, было мне лет 14-13. Следовательно, понять его я не могла. Но уже то, что я не записала его в самые отрицательные персонажи, говорит о том, что в нем есть что-то, что не дает окончательно назвать его чудовищем и предать его имя забвению.
Рискну покопаться.
читать дальше
Пожалуй, мсье Фролло один из самых сложных и неординарных образов, с которыми доводилось мне сталкиваться. А когда я столкнулась с ним, было мне лет 14-13. Следовательно, понять его я не могла. Но уже то, что я не записала его в самые отрицательные персонажи, говорит о том, что в нем есть что-то, что не дает окончательно назвать его чудовищем и предать его имя забвению.
Рискну покопаться.
читать дальше