О да. Я прочла "Коллекционер" Джона Фаулза. Впечатлило? Еще как! Тут сразу все - эмоциями, мозгом, до самых глубин души.
Очень сильное произведение. Его часто сравнивают с "Парфюмером". Лично я б не сравнивала. Не потому что хуже или лучше. Потому что на иную тему. Там собирались запахи, по сути - каждая девушка, убитая, была обезличена. Для Парфюмера это - запах, аромат, лепестки цветка. Цветок в крайнем случае. Но все же полная обезлченность. А здесь - нет, далеко не обезличенное отношение. (хотя маниакальности это не отменяет)
Отдельное на счет фильма - никак, не понравилось. Миранда совсем не понравилась. По впечатлениям от прочтения она - легкая как перышко, этакая воздушная девушка. А вот бывают такие бабочки, у которых крылья прямо прозрачные... Одним словом, Миранда - воздух и ветер. Еще и художница (ох, студентка художественного училища, не суть, кисточки, краски, мольберты - ааа, все, крыша уже съехала)))А в фильме - довольна "тяжелая тетя", и нос у нее какой-то неприятный (хотя цвет волос порадовал) Но в целом - моложе должна была быть и легче. Она в фильме на гусеницу больше похожа. И обрезано все очень сильно. А тут читать надо, над фразами размышлять. Хотя, положа руку на сердце, перевод тоже местами коробит. Просто неприятно читается и все. В оригинале получше, но в оригинале я бегом-бегом, страницы глазами просто просматривала, хотела понять чей косяк все же- автора или переводчика. (все равно спасибо переводчику -ибо это очень тяжкий труд. А то, как переводчик произведение увидел - тоже авторский взгляд, знаете ли) Не буду ворчать.
Итак рассуждения)
читать дальшеИтак, господин Фредерик Келлег. Клерк. Стандартный. Ничего особенного. Ничего самого выдающегося. Спокойный такой человек И было у него 3 страсти: бабочки, скачки и Миранда Грей.
Суть пересказывать неинтересно. Перейду к характеру. Вот мог бы из мистера Келлега выйти почти Мартин Иден -прямо чувство дежавю....
Такой человек из простой семьи, груб, глух и так далее. И тут появляется Миранда Грей - Руфь - ну все как у Лондона. Умная образованная (правда еще только 2 курс, но кхе, художница), Руфь однозначная) И она как будто выше его. И они не могут находиться в одной плоскости. Что там Мартин Иден - да мистер Келлег даже подойти к ней боится. Никак не получается. Что делает Мартин Иден? Он пытается дотянуться до уровня Руфь. Сколько он усилий приложил, чтобы "вырасти"?! Как он себя менял?!И ведь стал умнее, выше, все в нем проснулось (потому что было чему просыпаться) Он будто ожил от долгого сна. Какая сила воли! И Руфь оказывается не такой уж и умной и глубоко чувствующей и так далее. И Руфь - та самая вершина - оказалась просто вершиной невысокого холма. Ибо поверхностно в ней все, а "искренне, безумно, глубоко" - это не о ней. Но мы отвлеклись.
Френк Келлег получил выигрыш. Ура - скачки дали свои плоды. И что?! Одни сплошные "деструктивные действия". Украл девушку, держал ее в подвале и искренне верил, что она его полюбит. В итоге - она померла.
Вообще -грубый, глухой, нежелающий ни к чему прислышиваться, чудовище такое, Каллибан. В качественном отличие от Идена - смелости у него нет, совершенно. И себя он любит. Слишком любит. И поэтому не меняется, наверно. Хотя чувствует, что меняться надо, но никак. И она бьется с этой его окружающей стеной, бьется, но ничего не выходит.
А вот что ж за чувство его мучает?
"Не могу объяснить, отчего да почему... только как я ее впервые увидел, сразу понял: она - единственная." -где уж тут сравнения с парфюмером, который любил лишь аромат. А тому нужна была
" -Вам надо лечиться.
Я только хмыкнул.
- Я хотела бы вам помочь.
-Вы думаете, я сумасшедший, раз сделал то, что сделал. Я не сумасшедший. Просто вы - ну, просто вы - единственная. Больше никого нет. И никогда не было. Только вы."
А Миранда - она же живая, сама жизнь, она любит мир, любит людей. Однако, не могу сказать, что она -само совершенство. Есть в ней то, что называется слова расходятся с делами. Хотя посидеть вот так в подвале пару неделек -и не то начнешь думать и делать. И на солнце есть пятна. Момент, когда она ради того, чтобы сбежать, пыталась его соблазнить, неприятен . Тогда она упала и в его глазах, и не только в его глазах. Никакого результата это не дало, разумеется. Он любит именно ее чистоту, а тут она проявила себя не с самой лучшей стороны.
Странное такое чувство - вроде б для него действительно в мире никого нет. НО если любишь - наверно, не станешь издеваться. А закрыть в подвале, постоянно выводить со связанными руками, не давать видеть свет в конце концов. Держать в полной изоляции от мира - это что?
"Ну конечно, мне не хотелось, чтобы она была сломлена, у меняне было такой цели, как у гестапо. Но я подумал, лучше, если она окажется совсем отрезанной от внешнего мира, тогда будет больше думать обо мне." - вот оно. Она для него - одна. И ему нужна "ответная реакция". И ни меньше.
Хм.. Нет, слово "любовь" здесь не очень подходит, ибо:
"Послушайте, это же безумие. Если вы действительно любите меня, если вкладываете в слово "любить" его истинный смысл, вы просто не можете хотеть, чтобы я оставалась здесь пленницей. Вы же видите, мне здесь плохо. Воздух...
ночью я не могу дышать, я просыпаюсь с головной болью. Я умру, если останусь здесь надолго."
Он просто с ума сошел на ней? Нет, просто он видел в ней "лучший образец" для коллекции. Наверно так, ибо мистер Фредерик Келлег - КОЛЛЕКЦИОНЕР. Бабочек.
Диалог Миранды и Фредерика:
М: Расскажите мне о себе. Расскажите, что вы делаете в свободное время?
Ф: Я - энтомолог. Коллекционирую бабочек.
Ну конечно же, - говорит. - Вспомнила, в газете об этом писали. А теперь вы включили в свою коллекцию меня.
Я подумал, ей это кажется забавным, и ответил, что, мол, фигурально выражаясь, можно и так сказать.
- Нет, не фигурально, - говорит, - а буквально. Держите меня в этой комнатушке, словно на булавку накололи, приходите любоваться, как на редкий экземпляр."
И там же идет ее дневник, второй частью, то есть все с ее позиции. Хм.. так вот Миранда все время пишет что его жаль, что больной, что он глухое существо - он глуп, невежественен, мещанин, без образования, просто темный человек, еспособный к каким-то прекрасным порывам, некрасив.И как он еще хочет чтоб она его полюбила. Она не может его любить. И это его ужасное хобби, грубость, садизм и так далее.
Однако Миранда не права. Образ может быть любым. Все, о чем она писала - образ. Да, черты , но которые вполне могут измениться. Если будут иметь стимул и если сама сущность - чистая. Такой необработанный кристал. В камне.
Но сущность Фредерика...Можно быть красивым, умным, образованным,и очень утонченным, прямо как тот, кого она в дневнике описывала (любовь ее)- это ничего не меняет!!!!!! Это образ. НО - это нисколько не мешает при этом остаться "собирателем бабочек", ни капельки.То есть, хм, утонченность не мешает быть "коллекционером". Это вопрос внутреннего отношения к миру.
Никогда не любила собирание бабочек. Если еще с научной точки зрения - ладно. Но как "хобби" - я его даже кроме как в кавычках не могу написать. Возможно, психоз на эту тему у меня из-за жутковатых "Воспоминаний" Аксакова, который во всех подробностях расписывал процесс засушивания бабочки - все эти энтомологические булавки, расправилки, ящики (про нагретую булваку, которой легче бабочек пришпиливать, кажется, у него было). Прямо инквизиция какая-то.
Сколько живут бабочки? Ну дней 10, ну недели 2. И ради чего ее замучивать?!
А вот и ответ. Действует такая "логика" своеобразная: вот умрет эта бабочка и что? А вот если ее " засушить" -то под стеклом она останется сверкающей, расправленной (ничего, что мертвой). Такая идеализацлия под стеклышком. А сам процесс - как создание "совершенства" - типа "творчество в разрушении", такая вот деструктивная изощренно-изварщенная эстетика. Только вот смысл в этой "мертвой красоте"?! Разве для этого бабочки существуют? Красота бабочки, истинная - в жизни. Смысла никакого, в мервтой бабочке смысла нет.
" Я- один из экземпляров коллекции. И когда пытаюсь трепыхать крылышками, чтобы выбиться из ряда вон, он испытывает ко мне глубочайшую ненависть. Надо быть мертвой, наколотой на булавку, всегда одинаковой, всегда красивой, радующей глаз. Он понимает, что отчасти моя красота - результат того, что я живая.Но по-настоящему живая я ему не нужна. Я должна быть живой, но как бы мертвой"
А еще это очень острая проблема чувства собственничества. Ну зачем собирают бабочек? Это чувство собственничества. прямо 20 по десятибальной шкале. Мое и только. Лучшая бабочка в коллекции. Мертвое совершенство. Причем не просто "надо", а чтобы "только мое":
"Вот чего она никогда не понимала, это что для меня самое важное было иметь ее при себе. При себе иметь - и все, этого мне было довольно."
И выкрал ее потому, что надеялся, что сможет "вырастить из нее свою бабочку - метафорично выражаясь" И чтоб "эта бабочка" еще и покорная была. Никакой самостоятельности:
"я думал, все-таки она в моей власти, будет делать то, что я хочу."
А был господин Келлег далеко не самым "добрым человеком. Что уж там:
"Я был на все способен. Мог запросто ее убить"
"Может быть, я был с ней слишком строг. Погрешность была в сторону строгости." -да, вы не просто "строги", вы, господин Келлег, садист!
И все это списать на "темноту, необразованность, грубость, неутонченность"- "Он - воплощенное уродство." " Ненавижу
невежество!"??? Отнюдь нет. Это лишь образ, оболчка, красивая или страшная, умная или глупая, утонченная или грубая. Оболочку мистера Келлега даже можно пожалеть. Но сущность... маникальность+собственничество+жесткость - это все ж далеко не равно "любовь". Просто "энтомологические булавки" у мистера Келлега слишком толстые. Был бы образ иным - были бы булавки тоньше. А суть бы вряд ли изменилась. От того, какой диаметр у булавки пришпиленной бабочке легче нисколько не становится!
Это основное - борьба бабочки и коллекционера. ( там ответвлений идейных множество)
просто очень печальный диалог о бабочках на булавках:
" Миранда: Они кажутся очень красивыми. И печальными.
Фредерик:Это как посмотреть. Все от нас зависит.
М:От вас зависит! Это же вы все сами сделали! Сколько бабочек вы убили?
Стоит напротив, с той стороны ящика, и смотрит на меня во все глаза.
Ф:Ну, вы же видите.
М: Нет, не вижу. Я думаю обо всех тех бабочках, которые вывелись бы,
если бы эти остались жить. Только представьте себе эту трепетную, живую
красоту, погубленную вами!"
Миранда вообще-то блондинка, но идея...:
А вообще картинок не так много, даже жаль. Самой что ли нарисовать?)