anchen7
Ничто не покупается за большую цену, чем частица человеческого разума и свободы (Ф. Ницше)
Очень редко удается мне смотреть театральные постановки. Недавно неожиданно загрузившийся интернет решил меня удивить и открыть постановку Ленкома "Карманный театр"по пьесам-монологам Жана Кокто.
Наверно это впервые чтоб спектакль оставил о себе впечатление по всей шкале от "очень хорошо" до "кошмар и ужас".
Дело в том, что спектакль составлен из трех одноактных пьес, которые играют разные актеры и они представляют разные ситуацию на вечные темы любви и одиночества. А также монолог Горина на тему Кокто ( монолог, кстати, получился много хуже темы,Горин сам на свою тему хорошо писал и мог продолжать в том же духе)
Начало было вполне в стиле автора - три окна будто три жизни перед зрителем и Збруев будто "за кадром", а точнее перед кадром этих окон произносит короткое введение вполне в духе пьес. А потом понеслось.
"Равнодушный красавец"- написана пьеса для госпожи Пиаф, очень яркая , пронзительная и впечатляющая. Но это был кошмар. Не вдаваясь в подробности , и не зная кого больше ругать -актрису или режиссера, не буду слишком критична. Но эти истеричные переодевания Алферовой, прыжки и беготня с канканом, совершенно ужасное прочтение даже начала монолога, отдающее безвкусицей и пошлостью- это что угодно, но не Кокто. Лично у меня создалось впечатление, что актриса не дотягивает до материала. Понимаю, что тема певички, которую пытается бросить и как-то очень медленно бросает любовник , может не задеть зрителя, но это драма брошенной женщины, почти брошенной, когда мужчина скрывается от нее как за броней за своей чертовой газетой, после того , как она ждала его вечность. Иные ждут вечность чтоб потом говорить с газетой.. Это ли не драма? Здесь не канкан, шляпы, очки и боа- здесь разрывается сердце. Неслучайно говорят,что нет ничего страшнее равнодушия, от ненависти хоть знаешь чего ждать. Есть лишь один момент ( в свадебном платье , минуты на 1,5 ,) где я вдруг поверила в то, что она сможет это сыграть, но как пришло так и ушло. Странно, что ни режиссер, ни госпожа Алферова этого не поняли, а сделали нечто внешнее , суетливое и ненужное. В оправдание не могу сказать, как играла Эдит, но судя по фото спектакля - иначе. Говорят, что госпожа Алферова в театре играла мало, и в силу отсутствия опыта не могла в достаточной мере передать всю гамму чувств и силу этого монолога. Но Пиаф вообще не играла в театре и вроде как с передачей чувств монолог не ухудшался.
Я буду выбирать отрывки не по порядку, а по своей градации. На уровне "плохо" как ни странно у меня монолог " На карнизе". Мне не понравилось не столько исполнение Абдулова, сколько фантазия Горина. Тут претензии скорее к тому, как автор писал на тему Кокто, и насколько это у него НЕ получилось. Бледно, вяло, не трогает душу никак. Абдулов был даже не очень плох, хотя ему не доставало чего-то,что обычно в его игре воспламеняет душу зрителя. Но, вновь,быть может это просто текст помешал. Кстати, идея фонарика однозначно восходит к Жану (даже к его фото с фонарем).
Далее монолог " Я ее потерял". И это был Кокто и это был Збруев и это было вполне себе авторское прочтение режиссера и это было нормальное прочтение))Да, блуждание по комнатам и темнота были несколько странными, однако, Збруев был хорош, монолог хорош, и этот его шепот даже не раздражал. Вечная тема поиска и потери (от этого и темнота, и свечи, и пистолеты, ).Збруев также прекрасно начинает и оканчивает пьесу.Очень спокойно,достойно и даже с некой горькой улыбкой. Так что - он был молодец.
Но самое, что меня покорило и получило "очень хорошо"-"Человеческий голос". С Шаниной даже рыдала, хотя в принципе с этой пьесы реву и при прочтении.Ее спокойный тон, даже не тихая истерика,а некое смирение сродни всепрощению... Боже, это было почти физически больно. Ощущение , что этот монолог и первый ставили 2 разных человека. Да, разная динамика, да, разные героини. Но тема почти одна,и зачем нужно было опуститься так сперва, чтоб потом так великолепно реализовать тему в последней пьесе. Этот тон-спокойный, ровный, почти ничего не произошло, просто здесь умерла душа. Шанина играла так, как я представила это согласно описанию Кокто ( а он отмечал КАК нужно играть пьесы ).
В ее глазах была такая скорбь и такое терпение, что я растаяла. Она , наверно,не Маньяни,но она была хороша. И режиссер все сделала так как надо. Почему раньше не делал ? Неясно.
Жанр пьес -монологов считается одним из сложнейших, потому что у актеров нет партнера. Есть зритель и зал. Все -поэтому читала мнение, что после 15-20 лет опыта можно только подходить к таким пьесам-монологам . Но как-то у Кокто актеры сразу шли в пьесы-монологи без 15 лет опыта и у них получалось.
Собственно , он и писал " Талант либо есть, либо его нет."Вот и все.
В целом же постановка скорее " да "чем "нет", хотя б ради текстов Жана, Збруева, трех комнат, Шаниной с телефоном, фонаря и да, занавеса на трех "окнах", расписанного рисунками Кокто .

@настроение: лирическое

@темы: С настроением, Просмотренное, Jean Cocteau